Классик адыгской литературы — о современном состоянии литературы и ее проблемах

Народный писатель Адыгеи Исхак Машбаш рассказал о состоянии современной литературы и ее проблемах, а также дал советы начинающим литераторам.

Мэтр исторического романа встретился с журналистами на приуроченной к Году литературы в России пресс-конференции, организованной Союзом журналистов РА совместно с Гостелерадиокомпанией РА.
Члена Общественной палаты России, кавалера трех степеней ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреата государственных премий СССР, России и Адыгеи Исхака Машбаша можно смело назвать легендой национальной литературы. Он был знаком со многими классиками советской литературы — Сергеем Михалковым, Константином Паустовским, Андреем Дементьевым, Юлией Друниной, Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной. Студентом литературного института им.Горького он бывал на творческих встречах с Михаилом Шолоховым, Александром Твардовским, Константином Симоновым, Константином Фединым. За свою литературную и общественную деятельность дважды получал награды из рук Президента РФ Владимира Путина.
Несмотря на солидный возраст — в будущем году писателю исполняется 85 лет, он по-прежнему ежедневно занимается литературным трудом. По старинке, не признавая новинок техники, пишет ручкой на бумаге. Свой консервативный подход к созданию текстов объясняет просто: компьютер не может вдохнуть жизнь в литературное произведение. Бессменный председатель Союза писателей Адыгеи и сопредседатель правления Союза писателей России, он как никто другой может дать сравнительный анализ состояния современной литературы. И оно, по его мнению, сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому крайне важно внимание, которое сегодня уделило государство, объявив 2015-й Годом литературы в России. — К сожалению, сегодня слово писателя оказалось на последнем месте. Вспомните, Советский Союз был самой читающей страной в мире. Книги национальных писателей издавались 100-тысячными тиражами. Старшее поколение еще не забыло, как выстаивало очереди в книжные магазины, чтобы подписаться на собрание сочинений или купить редкую новинку. Сегодня ситуация парадоксальна. С одной стороны, книжные полки завалены различными изданиями — красочными, с хорошей полиграфией. С другой — посмотрите, много ли в районах книжных магазинов? Нет, вы не встретите их ни в ауле, ни в селе. А как пополняются сельские библиотеки? Сколько нужно ждать, чтобы туда попали новые книги местных писателей? А каково содержание изданий, заполонивших магазины? Из них исчезла воспитательная составляющая, осталась развлекательная. На таких книгах нельзя вырастить достойное поколение, — считает Исхак Машбаш. В Адыгее проводятся литературные конкурсы, стимулирующие молодежь пробовать свои силы в прозе и поэзии. Их произведения печатаются в журналах на русском и адыгейском языках, издаются сборники молодых поэтов, лучшие авторы поощряются денежными премиями. И беда не в том, что мало пишут. Как раз таки пишут довольно много. Только молодежь мыслит плоско, поэтому в большинстве произведений нет отражения жизни. А это значит, молодежь не читает книги, не слушает радио, не смотрит нужные и полезные телепередачи. А если смотрит и слушает, то не то, что нужно для расширения кругозора. — Нельзя смотреть на жизнь из-за плетня собственного дома. Посмотри выше, и ты увидишь дом соседа, а за ним — другой мир, — в иносказательной форме писатель дает совет молодым литераторам. Писатели всегда откликались на все явления нашей жизни, дав миру произведения о Гражданской и Великой Отечественной войнах, о строительстве новой послевоенной жизни. И сегодня жизнь сама подсказывает сюжеты — только бери да пиши. Хотя ругать молодежь за то, что компьютер заменил им книгу, несправедливо — ведь это общая тенденция по всей стране. Исхак Машбаш дает четкий ответ на вопрос, каким должен быть писатель сегодняшнего дня: грамотным, образованным, думающим, истинным патриотом своей страны, толерантным к другим религиям. Также писатель призвал поднимать национальную литературу авторам, пишущим на адыгейском языке. Что касается литературы для детей, то новинок появляется крайне мало. И дело здесь, по словам Исхака Машбаша, в экономической составляющей. Писателям гораздо выгоднее опубликовать крупное произведение, а детская поэзия и проза отступают на второй план. Адыгея, к сожалению, не стала исключением — новых книг для детей создается и публикуется крайне мало. Пробел восполняет детский журнал «Родничок», который выходит 7-тысячным тиражом и доступен детям всей республики. К сожалению, уже не существует крупнейших издательств страны, таких как «Молодая гвардия», «Современник», «Советский писатель», и других, в которых в свое время публиковались писатели из регионов. Сегодня писателям с периферии крайне сложно выйти за пределы региона: чтобы опубликоваться в столице, автор сам должен заплатить издательству! Конечно, у большинства таких средств нет, и рукопись ложится в стол или в лучшем случае ждет своей очереди в местном издательстве. Помощью писателям могли бы стать гранты на публикацию произведений. Но, по словам Исхака Машбаша, оформление кучи документов для получения гранта — настоящая мука для творческого человека. Об этом еще Владимир Маяковский писал в стихотворении «Прозаседавшиеся». Поэтому сам писатель и многие его коллеги в других регионах работают на собственном энтузиазме. Ушли в прошлое традиционные съезды писателей — это еще одна проблема писательского сообщества в России. — Мы не знаем, чем живут и дышат писатели других республик и регионов. Для писателя хуже нет «качаться в своей люльке». Писатель должен быть доступным. Я стараюсь по мере возможности бывать в районах республики. Всегда с удовольствием встречаюсь с читателями. Недавно состоялась встреча в городской библиотеке Майкопа — пришли почти 150 человек. Это люди, которым небезразлична литература, — подчеркнул Исхак Машбаш. За последние два десятилетия было разрушено то, что создавалось советскими писателями почти целый век. И исправить все в один год, пусть даже объявленный Годом литературы, непросто. Исхак Машбаш заверил, что он со своей стороны как общественный деятель поднимал и будет поднимать существующие проблемные вопросы как на писательских пленумах и форумах, так и на заседаниях Общественной палаты России.
Елена Маркова.

Разговор с классиком.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

83 + = 84

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"