Экспресс программа по рукаделию «Фантазия»

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Требование к уровню подготовки обучающихся
1.1. Личностные универсальные учебные действия
1.2. Регулятивные универсальные учебные действия
1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
1.4. Познавательные универсальные учебные действия

3. Календарно-тематический план
4. Содержание рабочей программы
5. Средства контроля
6. Учебно-методические средства обучения

1. Пояснительная записка
Рабочая программа декоративно – прикладной направленности «Фантазия» разработана для занятий смешанных группах учащихся в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
В группе работающей по программе «Фантазия» допускается смешанный состав учеников за счет распределения трудовых обязанностей. Таким образом, ребенок не работает по образцу и не выполняет одинаковый со всеми набор действий, а работает над своей уникальной частью проекта. Исходя из набора обязанностей по изготовлению творческой работы, назначается ответственный за узкий круг дел. В итоге каждый участник группы выполняет дело по своим интересам, возможностям, умениям или даже желанию научиться определенным навыкам.
Основные цели и задачи
Образовательные цели:
• Обучение детей технике и приемам декорирования, правильному использованию инструментов и материалов;
• Развитие художественно-творческих способностей обучающихся;
• Творческое развитие личности ребенка, развитие его воображения, фантазии, самостоятельности мышления;
Развивающие цели:
• Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся;
• Способствовать развитию двигательной сферы;
• Развитие умения работать в коллективе, рационально распределять обязанности;
Воспитательные цели:
• Формирование качеств гуманной личности, доброты, взаимопонимания, милосердия, толерантности, культуры общения;
• Приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего отечества, родного края;
• Воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;
• Развитие образного восприятия окружающего пространства, эстетического и художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства;
• Развитие способности мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные образы изделий.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно — деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия декоративно-прикладной деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Фантазия» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
— патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
— трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
— ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
— ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
— ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития участникам творческого коллектива технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Фантазия» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
— интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
— формирование информационной грамотности современного школьника; — развитие коммуникативной компетентности;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого в свободное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия творчеством и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно — деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Фантазия» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках, широко применяется средства ИКТ.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изготавлеваемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Программа «Фантазия» представляет ускоренный вариант образовательной программы по развитию у детей творческих способностей, художественного вкуса, практических навыков.
Основу курса составляет система регулярных занятий с детьми.
Занятия проводятся 1 раз в день по 2-2,5 часа, количество часов по программе — 10-12.
Наиболее эффективно занятия проходят в группах обучающихся, состоящих из 10-15 человек.
Во время занятий необходимо проводить 10-15 минутные перерывы после каждых 40-45 минут занятий. Во время перерывов для детей проводятся разминки, подвижные игры, музыкальные паузы и др.
Подача материала и использование дидактических методов ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важность этого процесса состоит в его наглядности и доступности, последовательности и системности в обучении.
Программа имеет блочный принцип, в каждом блоке реализуется от одного до нескольких проектов.
Темы для творческой работы следует выбирать таким образом, чтобы возможно было выделить не менее пяти – семи трудовых обязанностей. Важно, чтобы каждый нашел дело по душе.
В программе приведены примерные темы для проектов. В процессе работы и в зависимости от состава и интересов группы темы могут меняться. Таким образом повышается мотивация к работе и повышается результат творческой деятельности .
На этапе рефлексия ребята видят свой личный вклад в общее дело, но при этом понимают, что работа в группе интереснее, быстрее, у них появляется возможность приобретения новых навыков творческой активности, а также навыков общения.
Важной частью программы является оформление выставки, а возможно и выставки – продажи. Если ребята увидят, что их работа нравится окружающим, а если за нее готовы платить хоть и небольшие, но деньги, то цели и задачи программы достигнуты.
2. Требование к уровню подготовки обучающихся
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
 широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
 устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
 выраженной познавательной мотивации;
 устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
 учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 владеть монологической и диалогической формой речи.
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
 высказываться в устной и письменной форме;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте;
 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
 подводить под понятие;
 устанавливать аналогии;
 Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
 Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
 Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
 Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
 Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
 Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
 Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
 Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
 Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
 Достичь оптимального для каждого уровня развития;
 Сформировать систему универсальных учебных действий;
 Сформировать навыки работы с информацией.

3. Календарно-тематический план
№ п/п Дата Название разделов Тема урока, или П/р. Количество часов Вид учебной деятельности
1 Вводное занятие Рассказ об объединении «Фантазия» 1 словесный наглядный
2 Освоение разнообразных техник «Фантазия» Изготовление коллективной работы «Панно-органайзер» 2 практический, репродуктивный
3 Изготовление коллективной работы «Топиарии» 2 практический, репродуктивный,
поисковой
4 Изготовление коллективной работы «Хранительница пуговиц» 2 проблемно-поисковой и метод самостоятельной работы
5 Изготовление коллективной работы «Пасхальный венок» 2 практический, репродуктивный, метод самостоятельной работы
6 Изготовление коллективной работы «Подсвечник» 2 проблемно-поисковой и метод самостоятельной работы
7 Рефлексия 2 выставка, или выставка-продажа
8 Правила техники безопасности 1 словесный наглядный

4. Содержание рабочей программы
№ п/п Рекомендуемые темы проектов Трудовые обязанности Необходимые материалы, инструменты Рекомендуемые темы для беседы
1 Изготовление коллективной работы Панно-органайзер
Распороть джинсы по швам,
Вырезать карманы,
Из остатков ткани выполнить декор карманов,
Пришить пуговицы,
Пришить карманы, Пришить резинку,
Сплести косу из шерстяных ниток, прикрепить косу к панно как ручку. Заполнить карманы швейными принадлежностями и др. Джинсы б/у, обрезки ткани, пуговицы, нитки, ножницы, резинка, тонкая досточка
30-50 см., шерстяные нитки, и др. «Общие правила поведения», «Безопасная работа – залог успеха».
«Человек отражается в своих поступках»,
«О бережном обращении к одежде»,
«О возможности и вариантах ремонта одежды», «Вторая жизнь вещей» и др.
2 Изготовление коллективной работы Топиарии
Нарезать бумагу по заданным размерам, Сформировать их бумаг шарики, Скатать из газетной бумаги шар d 15-20 см.
На шар наклеить мелкие шарики.
Гипсом зафиксировать пластиковую трубу в цветочный горшок, Прикрепить трубу к шару,
Задекорировать трубу лентой, и др. бумага из цветочных букетов, Декоклей, бусины, ленты, гипс, цветочный горшок, пластиковая труба (40-50 см.), декоративные камни и др. «Как продлить цветение срезанных цветов»,
«Смекалка в творчестве»,
«Как в творчестве проявляется характер человека?», «Опасная компания»
3 Изготовление коллективной работы Хранительница пуговиц
Сортировать пуговицы по цветам, Приклеивание пластиковых стаканчиков ко дну коробки, приклеить ткань к внешней стороне коробки и крышке, наклеить декоративный кант по контуру стаканов и др. Коробка из-под обуви, стаканы из-под йогуртов, Деко-клей , ткань, кант, пуговицы, бусины и др. «Пуговица — оберег»,
«Порядок при работе – путь к успеху», «Что такое закон» и др.
4 Изготовление коллективной работы Пасхальный венок
Изготовление венка,
Подготовка ложек к работе,
Декупаж ложек как форм яиц,
Распределение декорированных яиц на венок,
Приклеивание яиц,
Прикрепить красный бант, изготовить и прикрепить наклейку с именами участников проекта и др.
Картон, степлер, Сено или декоративные натуральные волокна, одноразовые ложки, клей ПВА, Декоклей, кисточки, декоративные салфетки или бумага для декупажа и др. «Традиции Светлой Пасхи»,
«Виды окрашивания яиц»,
«Чем полезно яйцо?»
«Декупаж – особенности, технология, техника безопасности», «Чтобы не случилось беды» и др.

5 Изготовление коллективной работы Подсвечник
Создание образа из имеющихся материалов,
Подготовка тарелки как основу для подсвечника,
изготовление роз из обрезков органзы, декорирование тарелки , закрепление свечи на основу и др. Старые столовые тарелки, декоклей, игла, нитки, органза, ножници, тесьма, свеча и др. «Из истории свечи», «О вредных привычках», «Правила поведения с огнем и при пожаре» и др.

5. Средства контроля
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются в начале урока.
Оцениваться должны все ученики, в зависимости не только от степени вовлеченности в процесс, но и от правильности выполнения заданных действий.
«3» — за 50-70% правильно выполненных заданий.
«4» — за 71-80% правильно выполненных заданий.
«5» — 81 и более правильно выполненных заданий.

Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).
Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.
Выставляют оценку:
— учитель;
— учитель и капитан (при групповой работе);
— сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют работу одноклассников; или при групповой работе — после обсуждения работы каждого члена группы и его личного вклада в общее дело).

6. Учебно-методические средства обучения
В соответствии со здоровье сберегающими технологиями знания проводится в специальной, хорошо и регулярно проветриваемой комнате, где имеются: столы, стулья, достаточное освещение рабочих мест, экран с проектором для наглядных пособий, компьютер, выход в интернет.
Программа предусматривает работу с дидактическим материалом по изучаемым разделам. На занятиях широко используется иллюстративный материал и готовые образцы изделий.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 5

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"