Методическая разработка «Путешествие по городу»

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма у детей.
Основы патриотизма начинают формироваться в детском возрасте и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине — к своему городу.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине — это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Таганрог — это город с 300-летней историей и, как любой город, имеет свои достопримечательности, свои традиции. И одна из важных задач — воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив нравственные основы в детстве, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота.

Цель проекта:
— создание условий для обогащения знаний учащихся о родном городе через разви-тие познавательных, творческих способностей;
— формирование у детей и родителей интереса к культурным ценностям прошлого и настоящего города Таганрога, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к род-ному городу, уважение к его традициям и обычаям.

Участники: педагоги, учащиеся 2 «Г» (С) класса, родители.

ТИП ПРОЕКТА: информационный, исследовательский, творческий.
информационный (учащиеся совместно с родителями и педагогами собирают информацию из разных источников);
творческий (учащиеся рисуют, составляют рассказы, мини-сочинения, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре — нормотворчество);
исследовательский (исследуют, знакомятся с историей семьи, города).
Сроки реализации проекта: в течение 2014-2015 учебного года.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательная:
1. Расширять представления учащихся о родном городе (историческое прошлое, до-стопримечательности, традиции, ремесла).
2. Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая:
1. Развивать связную речь учащихся посредством составления рассказов, написания мини-сочинений, чтения и пересказа произведений о родном городе.
2. Пробудить в детях познавательный, исследовательский интерес к родному городу.
3. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, ли-тературное чтение, ознакомление с окружающим миром.
2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между семьёй и школой.
3. Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, пат-риотизм, любовь к родному городу.
4. Способствовать социализации учащихся.

Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги
1. Наличие у педагогов знаний о прошлом и настоящем своего города, его досто-примечательностях, традициях и т. д.
2. Активное взаимодействие с социумом и семьями учащихся.
3. Организация работы по реализации проекта.
4. Участие в презентации и защите проекта.
5. Организация выставки проекта.
6. Оформление тематической папки по проекту.
Учащиеся
1. Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.
2. Высказывают (зарисовывают), записывают свои мысли, впечатления, идеи.
3. Участвуют совместно с родителями, педагогами в презентации и защите проек-тов.
Родители
1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников.
2. Совместно с ребёнком оформляют мини-проект.
3. Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, участвуют в защите проекта.
4. Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его досто-примечательностях, традициях и т. д.

Основные направления в работе по реализации проекта:
Экскурсии в музеи города, по памятным местам города, творческая деятельность, чтение художественной литературы, музыка, здоровье и безопасность.
Принципы реализации проекта:

Принцип личностно-ориентированного общения
В процессе обучения учащиеся выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми.

Принцип последовательности

Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого — к великому (мой дом — моя улица — мой город — моя область — моя страна).

Принцип наглядности
Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. с использованием компьютера и мультимедийной системы.

Принцип занимательности
Материал должен быть интересным, увлекательным для учащихся. Этот принцип формирует у учащихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
1. Знать достопримечательности, исторические места и названия улиц города.
2. Знать людей, прославивших город.
3. Находить свой город на карте, показывать и называть Таганрогский залив Азов-ского моря.
4. Составлять связный рассказ с опорой на слайды о родном городе.
5. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме
(используя интернет-ресурсы, книги, энциклопедии).
6. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его досто-примечательностям.
7. Оформить фотовыставки «Наш любимый город», «Таганрог – родина А.П.Чехова».
8. Оформить стенд и презентацию «Путешествие по городу».

Основные этапы проекта:
1 этап — подготовительный. Включает в себя:
— изучение знаний родителей и учащихся по данному направлению;
— пополнение знаний об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях, биографий знаменитых земляков;
— планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литера-турного материала для работы с учащимися.
2 этап – практический. Он включает в себя два направления:
— работу с учащимися;
— сотрудничество с родителями учащихся.
3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика знаний учащихся о родном городе.

В результате работы над проектом:
— была создана карта микрорайона, где расположена МАОУ СОШ №25/11 с использованием мультисистемы.
— коллективная работа учащихся «Улицы нашего города».
— фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город».
— учащиеся и родители приняли участие в конкурсе «Наш земляк – А.П. Чехов».

— оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».

Благодаря работе над проектом, учащиеся уточнили уже имеющиеся знания о род-ном городе, узнали много нового об истории города Таганрога, о знаменитых людях, про-славивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города. Совместная деятельность родителей и детей способствовала укреплению авторитета родителей, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.

Этапы реализации проекта Деятельность участников проекта
Педагоги Учащиеся Родители
1 этап – организационный
1. Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания учащихся.
2. Подбор методического материала.
3. Оформление для родителей информационного стенда по теме «Мой Таганрог».
4. Подбор художественной литературы, книг для чтения и проведение бесед.
5. Проведение родительского собрания; ознакомление с темой проекта, домашним заданием для родителей.

1. Участие в выборе тем проектов.
2. Знакомство с экспозицией «Таганрог – город гавань и крепость» — интерактивная книга.
3. Рассматривание тематических альбомов:
— «Мой Таганрог»,
— «Природа родного края»,
— «День города».

1. Помощь детям в выборе тем проектов.
2. Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов.
3. Подбор материалов с использованием интернет-ресурсов.

2. 2 этап – основной, практический
1. Составление плана реализации проекта, использование модели «3-х вопросов» (раз-бор 2-х из них).
2. Проведение бесед и занятий по темам «Родная семья», «Род-ной город», «Родная природа», «Родная культура» (традиции).
3. Чтение художественной литературы (см. приложение № 1).
4. Творческая деятельность учащихся (рисунки, мини-сочинения): «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом — моя крепость», «Город чудный — город славный», «Памятные места родного города».
1. Совместно со взрослы-ми собирают информацию из разных источников.
2. Ознакомление с книгой «Мой Таганрог» А.Г. Ренжигло.
3. Фиксирование идей в схеме (зарисовка).
4. Украшают страницы проекта.
5. Составление творческого рассказа «Если бы я был мэром города, то….»
6. Посещение художественного музея (учащиеся с родителями.).
7. Словотворчество учащихся с родителями: сочинение стихотворений, сказок о родном городе.
8. Д/игры с использованием мультимедийной системы «Угадай-ка», «Дорога к дому».
9. Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Я — хозяин города».
10. Игры-конкурсы «Я и другие», «Народы Рос-сии», «Ребята нашего двора».
11. Создание учащимися норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворчество)           12. Заполнение карты го-рода (отмечаем на карте города места, где побывали) с использованием ИКТ.

1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников — библиотека, книги, энциклопедии, интернет-ресурсы, интервью с родственниками.
2. Совместно с ребёнком оформляют мини-проект.
3. Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего».
4. Фоторепортаж «Наш любимый город» (фотографии основных предприятий, памятников, улиц).
5. Создание семейного проекта.
6. Участие в акции
«Таганрог – моя малая родина».
7. Обзорная экскурсия по памятным местам, связанных с именем писателя А.П. Чехова (сквер, памятник А.П. Чехову, памятники героям чеховских произведений, гимназия им. А.П. Чехова, центральная городская публичная библиотека им. А.П. Чехова, музеи (домик А.П. Чехова, лавка Чеховых, улица им. А.П. Чехова, литературный музей А.П. Чехова, театр им. А.П. Чехова)

3. 3 этап – заключительный
1. Анализ–обсуждение с учащимися результатов продукта деятельности по проекту.
2. Организация презентации проектов, участие в защите проектов с использованием мультимедийной доски.
3. Оформление стенда «Путешествие по го-роду».
4. Карта микрорайона, где расположена МАОУ СОШ №25/11.

1. Участие в защите и презентации своих проек-тов.
2. Анализ обсуждения, рефлексия.
3. Диагностика знаний учащихся о родном городе.
4. Коллективная работа учащихся «Чеховские места».

1. Участие в защите и презентации детских проектов.
2. Оформление фото- выставки «Наш любимый город».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Увеличение количества учащихся, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
2. Формирование представлений об истории и настоящем города; о себе, как о таганрожце.
3. Знание и использование правил, установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте) в повседневной жизни.
4. Развитие умений у учащихся продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
5. Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене. Социализация учащихся.
6. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (интернет-ресурсы, книги, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи…)

Выводы:

Проживая в городе Таганроге с 300-летней историей, на территории уникальных мест, мы не только редко посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта учащиеся получили знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но, если в ходе реализации проекта учащиеся приобретут знания об истории города, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в творческой деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Литература:

1. Четыре жизни Чехова /Под редакцией профессора В.Б.Катаева./ -М.: Гелиос АРВ, 2004.
2. Чехов А.П. Повести и рассказы./ Сост. Жезлова Е.М.- М.: Московский рабо-чий, 1985. /К 125-летию со дня рождения/.
3. Чехов А.П. Каштанка: рассказ/ Антон Чехов; (иллюстрации М.В. Белоусовой). — М.:ЭКСМО: Наталис, 2010.
4. Ренжигло А.Г. «Мой Таганрог»: — учебное пособие по истории города. -Таганрог: «Лукоморье», 2006.
5. Андреенко С.А. Таганрог. Познавательное путешествие по легендам и былям старого города. Таганрог, изд-во ООО «Антон», 2004.

Комментариев: 3 Написать комментарий

Бекетова Марина Михайловна
10.12.2015 00:13

Уважаемые кураторы конкурса «Мир равных возможностей». Убедительная просьба выслать документ, подтверждающий участие в данном конкурсе. Спасибо за понимание.

Ответить
Ассоциация
24.12.2015 09:10

Марина Михайловна! Всем участникам наших конкурсов мы отправляли Грамоты за участие в конкурсе на электронные адреса, указанные в заявке!

Ответить
Бекетова Марина Михайловна
24.12.2015 23:07

Представлю нашу переписку в Управление Образования города в качестве документа, подтверждающего участие. Спасибо за формальный подход к участникам. Уверена, что это исключение, а не правило Вашей Ассоциации.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + = 13

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"