Российская Федерация
Управление образования Администрации г. Новошахтинска Ростовской области
Городская новошахтинская детско-молодежная общественная организация
«Юность Несветая»
Согласовано на заседании
Координационного совета
ГНДМОО «Юность Несветая»
протокол № 1
«_____» ____________ 2014 г.
Утверждаю:
Президент ГНДМОО
«Юность Несветая»
_________ Г.А. Ахмедиева
«_____» ____________ 2014 г.
ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ»
по работе с детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми с ОВЗ
Возрастная категория участников от 7 до 23 лет
Автор-разработчик:
Дьяченко А.Н – заведующая отделом по
социально-культурной деятельности
г. Новошахтинск
Паспорт проекта «МЫ ВМЕСТЕ»
Наименование проекта: Проект «Мы вместе» по работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Разработчик проекта Городская новошахтинская детско-молодежная общественная организация «Юность Несветая».
Цель проекта: Создание условий для комплексного воздействия на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации, оказание помощи в адаптации, развитие коммуникативных навыков, через включение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности.
Краткое содержание проекта: Проект реализуется по 6 направлениям:
— «Волшебство палитры»;
— «Красота движений»;
— «Золотой ключик»;
— «Музыкальная радуга»;
— «Чудесное превращение»;
— «Творчество и фантазия».
Исполнители и соисполнители основных мероприятий проекта:
— ГНДМОО «Юность Несветая»;
— МБУ ДО «ЦРТДиЮ»;
— управление образования Администрации города;
— Городской Совет инвалидов;
— детско-молодежные организации образовательных учреждений города.
— отдел по работе с молодежью и общественными организациями Администрации города
Источники финансирования. — Средства внебюджетных фондов.
Ожидаемые конечные результаты проекта. Создание условий комплексного воздействия для социальной реабилитации, оказания помощи в адаптации, развитии коммуникативных навыков, через включение детей-сирот и детей с ОВЗ в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности для формирования нравственных ценностей и самоопределения человека в различных сферах: здоровье, общение, традиции, культура.
Управление и организация контроля за исполнением проекта Общее управление и контроль осуществляется
координационным советом ГНДМОО «Юнось Несветая».
1. Полное наименование проекта: Проект «Мы вместе», по работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
2. Краткая аннотация проекта:
«Воспитание — самое святое из всех святых дел».
Святитель Феофан Затворник
Проект выполняет Городская новошахтинская детско-молодежная общественная организация «Юность Несветая» и муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» г. Новошахтинска, Ростовской области.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.
Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными»: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие и воздержание – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре –интересом к иностранным языкам и традициям.
Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.
Трагедия XX века дала нам уникальный опыт жизни без Бога. Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей.
По данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики.
Спасением для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются его умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают мероприятия, организуемые и проводимые в Центре развития творчества детей и юношества.
С 1997 года мы в тесном контакте работаем с городским обществом инвалидов, Детским домом, школой — интернатом № 33. Жизнь социально незащищенных детей, а особенно детей с ОВЗ протекает в сложных условиях и постоянно требует помощи и коррекции. С целью оптимизации жизненного пространства детей с ОВЗ, детей-сирот создан проект комплексной реабилитации этой категории воспитанников.
Характерная особенность проекта — интеграция этих детей в социум через участие в общественно-массовых мероприятиях, через творческое выражение, через общение со сверстниками и педагогами.
Целью проекта является духовно-нравственное и патриотическое воспитание посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи донской истории.
Социальная значимость такого интегративного объединения заключается в том, что формируется коллектив из детей, педагогов, родителей и других заинтересованных лиц, в котором укрепляется нравственное и физическое здоровье, взаимовыручка, поддержка на любом этапе деятельности. Также в основе проекта лежит программа по коррекционно-развивающему обучению.
Концепцией проекта является личностно-ориентированный подход, позволяющий более полно приблизить образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка. Проект построен на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возрастной состав, область интересов, уровень интеллектуального развития, личностно-психологические типы и уровень здоровья детей.
Таким образом, целью проекта «Мы вместе» является создание условий для комплексного воздействия на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей с ОВЗ для их социальной реабилитации, оказание помощи в адаптации, развитие коммуникативных навыков, через включение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Реализация проекта предполагает решение следующих задач:
— преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;
— способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка;
— расширить компетенции воспитанников данной категории по различным направлениям деятельности;
— организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами.
Направления реализации проекта:
Последнее десятилетие отмечено ростом числа самой разной литературы, посвященной тем или иным аспектам духовного становления личности. Можно выделить как минимум четыре направления научно-методических разработок, которые можно условно разделить на «фольклорное», «этическое», «религиоведческое», «культурологическое».
Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание авторы уделяют знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами. Среди наиболее значительных материалов, созданных в помощь педагогам дополнительного образования и преподавателям художественных дисциплин в школе, следует назвать серию «Возвращение к истокам», подготовленную под руководством Т.Я. Шпикаловой. Особенность этих материалов в их целостности, серьезном профессиональном подходе, соединении материала основного и дополнительного образования.
Второе направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило, в логике учебного предмета. Авторы знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой морали. Особенности христианской морали рассматриваются именно в рамках этого общего направления. Среди наиболее известных работ следует назвать программы и пособия А.И.Шемшуриной, Р.Янушкявичус и О.Янушкявичене.
Третье направление входят работы, содержащие определенную систему знакомства с историей христианства, содержанием Ветхого и Нового завета, взглядами выдающихся отечественных и зарубежных религиозных философов. Программно-методические материалы создаются зачастую священнослужителями или педагогами, обладающими серьезной теологической подготовкой(о. Борис Пивоваров, о. Ничипоров, Е. Чувакова, Т.П. Белова, М.В. Максимов, О.А. Рыбин.).
Многие подобные программы были разработаны в рамках проекта Минобразования России «Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики».
Четвертое направление строится на приобщении к христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Е.А. Ямбург). При этом многие педагоги видят в культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала. В этом особенность программы «Путешествие к истокам», разработанной Е.Б. Евладовой и Т.И. Петраковой. В ней отмечается необходимость «наращивания» культурного слоя школы.
Именно это направление нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования. Таким образом, появляется возможность знакомить детей с христианскими ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс.
Проект «Мы вместе» основывается на следующих принципах:
принцип гуманизации — направленность на ребенка его развитие и приобретение нового социального и гуманитарного опыта;
принцип дифференциации и индивидуализации — обеспечение развития каждого участника проекта в зависимости от его индивидуальных особенностей;
принцип развития — проект направлен на развития каждого его воспитанника;
принцип открытости — каждый желающий может стать участником проекта;
принцип гибкости и вариативности — возможность изменения числа и характера блоков проекта;
принцип взаимодействия — тесное сотрудничество участников и соисполнителей проекта.
Все выше перечисленные принципы положены в основу проекта с учетом предшествующего опыта работы. Проект имеет отличительные особенности от реализуемых программ:
— изменены закономерности развития личности в условиях ОВЗ;
— разрабатываются научное обоснование содержание образовательной и воспитательной деятельности, принципы, методы, технологии;
— подобраны основные материалы для исследовательской деятельности социальной и психолого-педагогической сфере;
— подобраны педагогические средства и методы профилактики возникновения нарушения развития;
— подготовлены исследовательские технологии для изучения процессов социального и средового адаптирования.
Проект «Мы вместе» состоит из 6 направлений деятельности:
— изобразительная и декоративно-прикладная — «Волшебство палитры» отражение окружающего мира с помощью рисунка, творческих работ;
— хореографическая — «Красота движений» — выражение эмоций через танец, снятие психологического напряжения, осознание себя как личности;
— театрально — художественная — «Золотой ключик» — расширение поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выводов из различных ситуаций посредством работы с литературными произведениями;
— вокальная — «Музыкальная радуга» расширение музыкального кругозора приобщение детей к лучшим образцам классической, народной и современной музыки, развитие вокальных данных детей-сирот и детей с ОВЗ;
— психолого-педагогическая — «Чудесное превращение» — снятие напряженности, тревоги, страхов, повышение самооценки с помощью проведения уроков психологической культуры личности ребенка;
— досуговая — «Творчество и фантазия» — традиционные творческие дела, конкурсные и концертные программы, семейные праздники, участие в фестивалях и спортивных мероприятиях.
3. Степень реализации проекта.
Проект находится в стадии доработки. Во время первого этапа участники проекта выстроили систему взаимодействия между участниками проекта и соисполнителями, спланировали содержание деятельности и ход реализации, выявили положительные и отрицательные факторы, влияющие на осуществление проекта. На начальном этапе также были определены направления деятельности, план организационно-массовых мероприятий, организация и проведение фестивалей, конкурсных программ, спортивных соревнований для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей с ОВЗ.
4. Описание организации
Исполнителем проекта является ГНДМОО «Юность Несветая», в состав которой входят детские организации МБОУ СОШ города и ЦРТДиЮ.
Цель деятельности: создание условий для развития личности, социализации детей и молодежи в возрасте от 7 до 23 лет для решения воспитательных и образовательных задач как во время образовательного процесса и так в каникулярное время; возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи; становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно – нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведении; обеспечение занятости детей, организация досуга, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей и молодежи города, пропаганда здорового образа жизни. ГНДМОО является организатором международных, региональных, областных мероприятий: спортивных турниров и соревнований, фестивалей и конкурсов, которые стали традиционными.
5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Целью проекта «Мы вместе» является создание условий комплексного воздействия на детей-сирот и детей с ОВЗ для их социальной реабилитации, оказание помощи в адаптации, развитие коммуникативных навыков, посредством включения детей в различные виды индивидуальной и
коллективной деятельности.
Знания, получаемые воспитанниками в сфере дополнительного образования, позволяют осуществлять межпредметные связи со всеми образовательными предметами, изучаемыми в начальной школе. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность. Данный курс предполагает сочетание разнообразных методов и приемов преподавания. К основным можно отнести рассказ учителя; работу с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию; зарисовки в течение урока и домашние задания творческого и поискового характера в форме рисунков, обеспечивающие практическую деятельность обучающихся. Большое место занимает эвристическая беседа и выполнение самостоятельных творческих заданий.
Формы проведения занятий – мультимедийные презентации, беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии.
Создавая единую образовательную и воспитательную среду на занятиях во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно – нравственного и патриотического воспитания, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Реализация проекта предполагает решение следующих задач:
— решение сложных проблем духовно – нравственного воспитания школьников в условиях дополнительного образования;
— преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;
— способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка;
— ознакомление с христианскими ценностями, не называя их, а органично включая в учебно – воспитательный процесс МБУ ДО «ЦРТДиЮ»;
— расширить компетенции воспитанников данной категории по различным направлениям деятельности;
— организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами.
Поставленные задачи выполняются посредством воспитания у детей-сирот и детей с ОВЗ эстетического чувства и понимание прекрасного, раскрытия индивидуальных возможностей во время занятий по декоративно-прикладному творчеству, хореографии и вокалу, участия в различных организационно-массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях различных уровней.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п Наименование мероприятий Сроки проведения Ответственные за выполнение
1. Традиционный сбор, конкурсно-развлекательная программа «Мы вместе» сентябрь социальныйпедагог, педагог-психолог, педагоги-организаторы
2. Праздник «Вальс цветов» сентябрь педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты
3. Спортивные мероприятия «Осенняя эстафета» сентябрь тренеры-преподаватели, методисты
4. Выставка работ по ИЗО и ДПИ детей-сирот и детей с ОВЗ ДО, «Осенний листопад» сентябрь педагоги методисты
5. Спортивные соревнования в рамках акции «Мы за здоровый образ жизни» ноябрь педагоги-организаторы, методисты, тренеры-преподаватели
6. Семейный праздник «Дружная семейка» ноябрь социальный педагог,педагог-психолог, педагоги-организаторы
7. Психологический марафон «Чужого детства не бывает» Социально-педагогические игры ноябрь социальный педагог, педагог-психолог
8. Декада фантазии. Участие в городской выставке детских творческих работ, посвящённой Дню народного единства «Славься, донская земля, славься, Россия»; Музыкальные гостиные: «Композиторы об осени»; «Вместе весело шагать по просторам», «Музыка нас связала»; Праздник «Путешествие в страну красок»; Конкурсная развлекательная программа «Взгляд в будущее» ноябрь педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты
9. Декада милосердия. Традиционный региональный фестиваль творчества детей с ОВЗ «Добру откроется сердце» декабрь педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты
10. Семейный праздник для детей с ОВЗ «Пусть новый век несет надежду» декабрь социальный педагог, педагог-психолог
11. Участие в Новогодних и Рождественских мероприятиях декабрь-январь педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты
12. Участие в акции «Рождественский перезвон». Конкурс детских творческих работ «Преодоление» январь педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты
13. Открытый Епархиальный Рождественский фестиваль Православной культуры «Рождественская звезда» январь педагоги-организаторы, методисты
14. Семейный спортивный праздник «В морозный солнечный денёк» февраль педагоги организаторы, методисты, тренеры-преподаватели
15. Участие во Всероссийских соревнованиях по туризму (дети-сироты) февраль педагоги организаторы, методисты, тренеры-преподаватели
17. Участие в праздничной программе «Весенняя капель» март педагоги ДО, методисты
18. Семейный праздник «Мамам посвящаем» (для детей с ОВЗ) март педагоги ДО, методисты
19. Конкурсная развлекательная программа «Апрельские шутки, смех и прибаутки» апрель педагоги ДО, методисты
20. Концертная программа «Весенний песенный венок» май педагоги ДО, методисты
21. Участие в праздничной конкурсно-развлекательной программе, посвященной международному Дню защиты детей июнь педагоги ДО, методисты
7. Конкретные результаты
Наначальных этапах реализации проекта были получены следующие результаты. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети с ОВЗ посещающие занятия в «Центре развития творчества детей и юношества», участвовали в организационно-массовых мероприятиях, выставках, спортивных соревнованиях на различных уровнях. Стало доброй традицией проводить в декабре региональный фестиваль творчества для детей с ОВЗ «Добру откроется сердце», в апреле для детей-сирот «Алло, мы ищем таланты!» в которых участвуют дети не только из нашего города, но и других регионов Ростовской области. Традиционным также стал Открытый Епархиальный Рождественский фестиваль Православной культуры «Рождественская звезда».
Воспитанники, занимающиеся в туристско-краеведческом клубе «Мечта» ежегодно не только участвуют в соревнованиях по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, пешеходному и водному туризму, но и являются победителями в различных номинациях и возрастных группах. В течение всего года дети данной категории постоянно являются активными участниками всех мероприятий, которые проводит «ЦРТДиЮ». Данный проект охватывает более 150 человек, обучающихся в Центре и более 500 детей принимающих участие в массовых мероприятиях.
8. Механизм оценки результатов
Степень эффективности реализации проекта на каждом этапе определяется тем, в какой мере включены дети-сироты и дети с ОВЗ в процесс социальной коммуникативных качеств и навыков, через включение их в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Реализация проекта позволит решить поставленные задачи, которые помогут детям данной категории преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире. Организация и проведение различных мероприятий способствует раскрытию возможностей и творческого потенциала каждого ребенка, расширению компетенции воспитанников данной категории по различным направлениям деятельности,0 способствующей развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами. Оценку реализации проекта будут давать все заинтересованные лица.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта.
На последнем коррекционно-обобщающем этапе пройдет психолого-педагогический мониторинг результативности по разработанным в ходе проекта критериям и показателям; интерпретация полученного статистического материала; коррекция образовательного и воспитательного процесса с помощью используемых диагностических показателей и сравнительного анализа; разработка организационно-методических документов по итогам реализации проекта с целью дальнейшей деятельности с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми с ОВЗ.
Нет комментариев