Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Таганрог
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30

Утверждено Согласовано
приказом по МОБУ СОШ № 30 с родителями от_________ № от________

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
___________УЧАЩЕЙСЯ 10 а КЛАССА__________________
___________________________++++++++__________________________________________

Автор-разработчик:
Склярова М.Г. – учитель-логопед
Ходеева О.П. – педагог-психолог

Ответственный за сопровождение ИОП: тьютор.

2014-2016 г.
I. Пояснительная записка
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Получение образования является также неотъемлемым условием эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся школьники, имеющие различные ограничения в здоровье, и в связи с этим нуждающиеся в специальном (коррекционном) образовании.
Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.
Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности Учащейся, составленной на основе его образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. ИОП способствует формированию у Учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.
Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:
• в предоставлении возможности Учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
• в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
• в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;
• в осуществлении профессионального самоопределения Учащегося и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;
• в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.
Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку Натальи, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности ее образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора.

Структура работы МОБУ СОШ №30 с детьми ОВЗ:

II. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы:
МОБУ СОШ №30 стала центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, обеспечивает не только усвоение знаний по конкретным дисциплинам, но и формирует умение применять их в повседневной жизни и использовать в дальнейшем обучении. Воспитательная функция школы, направлена на раскрытие способностей ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, на обеспечение успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
МОБУ СОШ №30 разрабатывает приемлемые формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих дистанционное обучение таких учащихся.

III. Адресность индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащейся 10-11 а кл ++++++Натальи с ограниченными возможностями здоровья: легкая степень ДЦП, расстройство устной и письменной речи.
Реализуется индивидуальная образовательная программа в течение двухгодичного цикла получения среднего образования после завершения основной школы (10-11 класс) на базе социально-гуманитарного профиля в МОБУ СОШ №30
Психолого-педагогическая характеристика
ученицы 10-А класса ++++++ Натальи Ивановны 1998 года рождения, проживающей по адресу: г. Таганрог, ул…….., дом ….., кв. №…
Наташа проживает с младшим братом, мамой и отчимом. В семье хороший микроклимат, с отчимом находит общий язык. Взаимоотношения родителей между собой уважительные, с Наташей отношения доверительные. С её мнением в семье считаются. Успеваемость Наташи хорошая, ей легче даются гуманитарные предметы, сложнее физика, химия, математика. Направленность интересов: на учебную деятельность и отношения между людьми. Наташа не проявляет особого рвения к общественной деятельности, но, если даётся поручение, то выполнят его добросовестно. Всегда старается правильно распределить свою работу во времени, старается выполнить её в срок. Охотно вступает в контакт с людьми, но иногда комплексует по поводу своего заболевания.
Наташа хороший товарищ, надёжный и преданный друг. Искренне сочувствует другим, с ней делятся одноклассницы своими проблемами, она внимательный слушатель. Все её поступки свидетельствуют об уважении к другим людям. Наталья скромна, проявляет усердие в учебе. Адекватно реагирует на замечания взрослых и товарищей. Она настойчива в достижении поставленной цели. Её слова не расходятся с делом. Её уважают одноклассники.
По темпераменту флегматико- сангвиник, основные черты характера: надёжность, терпение и упорство. Не любит работать в шумной обстановке и в большой группе. Эмоциональная напряжённость в норме, уровень тревожности личностный, школьный без отклонений от нормы. Немного комплексует по поводу своей внешности , хотя старается это не показывать. Желала бы определиться с выбором профессии и узнать больше о себе, о своих качествах личности с целью дальнейшего самовоспитания.
IV. Принципы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
— Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности Учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;
— Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
— Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития Учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
— Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития Учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо проанализировать соответствующие программы коррекционной работы и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения.
— Принцип непрерывности гарантирует Учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП Учащегося с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения Учащегося по индивидуальной образовательной программе.
— Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности Учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность Учащегося в ходе обучения;
— Принцип организации тьюторской помощи Учащемуся с ОВЗ означает создание системы комплексного тьюторского сопровождения Учащегося с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных запросов.
V. Содержание индивидуальной образовательной программы.
++++++Н. обучается в профильном социально-гуманитарном 10а кл .Однако ее учебный план скорректирован и дополнен за счет ДО в соответствии с рекомендациями врачей: за счет дополнительного образования ей предоставлена возможность заниматься с педагогом- логопедом по коррекции речевой деятельности и лечебной физкультурой. А так как Елена хочет связать свою будущую профессию с иностранным языком, то ей предоставлена возможность расширить практические умения в немецком языке за счет элективного курса « Говорим по немецки».
5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.
Учебные программы +++++Н являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (программы по учебным предметам, программы элективных курсов, программы дополнительного образования).
Программы определяют цели изучения учебного предмета, основные дидактические единицы, виды познавательных задач, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов.
Содержание учебных программ обеспечивает возможность +++++++Н. изучать предметы: историю, право, обществознание, русский язык и литературу на профильном уровне, т. к. ее будущая профессия возможно будет предполагать итоговую аттестацию по данному профилю .
+++++Н.обучается в социально-гуманитарном классе вместе со всеми учащимися ( на этом настаивала она сама и ее родители).Однако ее учебный план скорректирован и дополнен в соответствии с рекомендациями врача:
• лечебной физкультурой
• занятиями с логопедом
5.2. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения Учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
ИУП +++++Н. позволяет ей освоить профиль социально-гуманитарной направленности и за счет дополнительного образования более полно учитывать интересы, склонности и способности к филологии, что пригодится в будущем для удовлетворения проф. потребностей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ученицы 10а класса МОБУ СОШ №30 г.Таганрога Ростовской области
++++++++++ Натальи Ивановны
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОБУ СОШ №30
(для 10-го класса социально-гуманитарный профиль) на 2014-15 уч.год
Учебные предметы 10 класс
Базовые учебные предметы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТ
(инвариантная часть) Иностранный язык 3
Математика 4
Экономика 1
Информатика и ИКТ 1
Физика 2
Химия 1
Биология 1
Искусство (МХК) 1
ОБЖ 1
Физическая культура 3
ИТОГО: 17
Профильные учебные предметы

ВАРИАТИВНАЯ

ЧАСТЬ Русский язык 3
Литература 5
История 4
Обществоведение 3
Право 2
ИТОГО: 17

КОМПОНЕНТ ОУ Подготовка к ЕГЭ математика 1
Основы графической информации 1
Элективный курс «Говорим по немецки» 1
ИТОГО: 37

Информационная карта образовательных запросов++++++++ Натальи Ивановны ученицы 10а кл МОБУ СОШ №30 г.Таганрога Ростовской области обучающейся по индивидуальной образовательной программе:
Профессиональное самоопределение:
социально- гуманитарный профиль и филология
1. Образовательные запросы
Базовый уровень
освоения дисциплин Профильный уровень освоения дисциплин Элективные курсы
(предметные занятия, коррекционные занятия) Программы дополнительного образования
1.Немецкий
язык 3часа
1.
Русский яз
3часа
1.
Говорим по- немецки
1
1.
Лечебная физкультура 1

2.Математика 4 2. Литература 5 2. Психология
личности 1
3.Экономика 1 3. История 4
4.Информатика
и ИКТ 1 4. Обществознание 3
5.Физика 2 5. Право 2
6. Химия 1
7.Биология 1
8.Искусство(МХК) 1
9.Физическая культура 3
10. ОБЖ 1

Индивидуальный план внеурочной деятельности учащейся 10а кл. с ОВЗ МОБУ СОШ №30 ++++++ Натальи
Дополнительные образовательные программы (формы внеурочной деятельности Количество учебных часов
в неделю/за год
База образовательной деятельности

Коррекция недостатков речевого развития 1 час Учитель- логопед
Лечебная физкультура 1 час ЛФК – учитель -логопед
Психология личности

1 час педагог — психолог

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОБУ СОШ №30 на 2014-2015 учебный год учащейся 11а с ОВЗ +++++Натальи для социально-гуманитарный профиля
инвариантная часть Учебные предметы 11 класс
Литература 3
Иностранный язык 3
Математика 4
Экономика 1
Физика 2
Химия 1
Биология 1
МХК 1
География 2
Физическая культура 3
ОБЖ 1
Итого: 22
вариативная часть Русский язык 3
История 4
Обществознание 3
Право 2
Итого: 12
Экономика и законодательство ЛО —
Естествознание —
Экология и природопользование ЛО —
Основные вопросы математики в ЕГЭ 1
Художественный анализ текста 1
Решение сложных задач по химии 0,5
Решение задач по генетике 0,5
— —
3
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 37

Возраст. В школу третьей ступени принимаются учащиеся 15-17 лет.
Уровень готовности к усвоению программы. В 10-й класс принимаются учащиеся, успешно окончившие школу второй ступени и достигшие уровня образованности, необходимого для успешного продвижения ученика по данному образовательному маршруту.
Состояние здоровья. В школе могут обучаться дети с 1-4 группой здоровья. Ограничения – только при наличии заключения врача.
Продолжительность обучения. В школе третьей ступени дети обучаются 2 года.
Ожидаемый результат. По окончании 11 класса предполагается выполнение учащимися требований Федерального образовательного стандарта, что должно подтверждаться аттестатом о полном среднем образовании, достижением учащимися уровня функциональной грамотности, предполагающей готовность человека к решению различных задач во всех сферах жизнедеятельности, а также готовностью продолжить образование в высших и среднеспециальных учебных заведения.
Учебные программы. Используются государственные учебные программы, обеспечивающие профильный уровень знаний (профильные программы среднего (полного) образования по истории. Обществознанию, праву, русскому языку, литературе)
Организационно-педагогические условия. Режим образовательного учреждения. Шестидневная неделя; Количество часов в 10-11- классах в неделю — 37 часов; продолжительность урока – 45 минут, продолжительность перемен – от 5 до 25 минут; наполняемость классов – 20 человек, деление на группы происходит при изучении иностранного языка, основ информатики. Учебный год разбит на 4 четверти, продолжительность каникул – 30 календарных дней.
Форма организации учебно-воспитательного процесса. Классно-урочная система, на некоторых предметах используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, практические и лабораторные работы, интерактивные и информационные технологии.
Педагогические технологии. Особенностью использования педагогических технологий является сочетание учебной и внеурочной деятельности в целях социальной самореализации личности:
Кадровое обеспечение. В школе на третьей ступени могут работать люди, имеющие высшее образование без предъявления требований к стажу.
Возможные варианты выбора дальнейшей образовательной программы. По окончании 11 –го класса и получении аттестата об основном образовании учащиеся могут прокладывать индивидуальный образовательный маршрут в средних специальных учебных заведениях или выбранных ВУЗах.

5.3. Коррекционная работа
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА на III ступени с уч-ся ОВЗ (++++++)Н.
Коррекционная работа построена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Основные исполнители: социально-коррекционный отдел, педагоги, тьютор.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с иными образовательными потребностями .
Цель: Создание системы психолого-педагогического сопровождения в обучении ребенка с нарушением речи .
Задачи:
1.Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию коррекционной работы в школе.
2.Обучение участников образовательного процесса технологиям восстановления, сохранения и укрепления здоровья
3.Своевременно выявление у учащейся трудностей адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
4.Разработать систему организации образовательного процесса .
5. Осуществлять индивидуальную и дифференцированную психолого-медико-педагогическую коррекцию в соответствии с рекомендациями врачей .
Принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направленности:
— диагностическая работа — обеспечивать своевременное выявление проблем у +++++ Н., проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
— коррекционно-развивающая работа — обеспечивать своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования. Способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающейся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа — обеспечивать непрерывность специального
сопровождения ++++++ Н.и ее семьи по вопросам реализации психолого-медико-педагогической коррекции;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса. Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию коррекционной работы.
Механизм реализации коррекционной работы:
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство.
К развивающей и коррекционной работе привлекается социальный партнер:
— Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической коррекции» Всеволожского района.
Этапы реализации
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации
(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки
(регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Реализация коррекционной работы обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов: врач-педиатр, педагоги-психологи, социальный педагог; учителя- предметники, медсестра.
Врач и медсестра контролируют соблюдение режима коррекции в питании и двигательной активности
Психолог – проводит занятия 1 раз в неделю по коррекции речевой деятельности, а также:
-Помощь ребенку в решении сложных социально-эмоциональных проблем индивидуального развития
-Совместно с социальным педагогом комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ.
Учителя- предметники- осуществляют индивидуальный подход к +++++ Н. в соответствии с рекомендациями логопеда и психолога.

VI. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы
В МОБУ СОШ №30 работает коллектив единомышленников, творческих, талантливых, высококвалифицированных педагогов. Педагогический коллектив школы представляют 42 специалиста. Это педагоги- предметники, педагог-психолог, логопед, специалисты по лечебной физкультуре, массажист и социальный педагог.
Рабочие места 30% учителей предметников , педагогов-специалистов и всех заместителей руководителя общеобразовательного учреждения оснащены компьютерной техникой, некоторые из них имеют доступ в Интернет.
• Используются средства коммуникации для получения и передачи управленческой документации по электронной почте. МОБУ СОШ №30 имеет электронный почтовый адрес.
• Имеется выход в Интернет. Использование Интернет-ресурсов направлено на обеспечение образовательной и информационной деятельности (электронная почта, поиск информации, участие в сетевых конкурсах, знакомство учащихся с Интернет-сервисами (обеспечение навыков), дистанционное обучение. Обеспечивается фильтрация доступа к сети Интернет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся. Формирование социальной компетентности является обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения. Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов (ФГОС начального и основного общего образо-
вания) нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами. Без получения мета-компетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей.
Огромное значение придается использованию динамических, интерактивных форм организации учебного процесса и определению предметного содержания, позволяющего гибко приспосабливать его к индиивидуальным потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу учащихся.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 = 1

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"