Программа кружка «Родной край» для детей с ОВЗ

Программа кружка «Родной край»
Пояснительная записка.
Одна из задач регионального компонента содержания образования заключается в воспитания нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и создатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».
В программе «Родной край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к учителям и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны, но и желания учится, приобретать новые знания со стороны учеников.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и применять решения сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведения тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучения правил техники безопасности и овладения туристскими навыками и умениями. С краеведением связано понятие «экология», умения вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучения и этой темы. Программа рассчитана на обучающихся 13-17 лет. Срок реализации программы 1 год.
Основной целью программы является нравственно–патриотическое воспитание обучающихся, воспитанников через приобщение их к истории народа, родного края, поселка, знакомство с прошлым и настоящим.
Занятия проводится в игровой и деловой формах: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, деловые игры, карточки–задания, проектная деятельность и др. Большую роль играет изучения материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работы в музее и архивах.
Ребята получают наиболее полное представления о Ростовской области и посёлке. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре, фауне районе. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской и проектной деятельности, выполнению более сложных заданий.
Программа кружка разработана с учётом межпредметных связей – истории, географии, краеведения и экологии.

Цели программы:
• Познакомить обучающихся с историко-культурным наследием Матвеево-Курганского района;
• Сформировать целостное представление о природном и социальном окружении;
• Углубить знания обучающихся о природно-географическом особенностях родного края;
• Сформировать черты патриотизма и гражданственности;
Задачи программы.
• познание учениками своего края в прошлом и настоящем;
• приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;
• осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае;
• воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
• обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области географии, экологическое краеведение.

Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” — к систематизированному знанию о родном крае.

Принципы построения программы:
• Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
• Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
• Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
• Принцип интеграции и дифференциации обучения;
• Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ожидаемые результаты:

Что должны знать и уметь учащиеся:
• овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории;
• сформировать готовность жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии;
• приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников, проведения исторических параллелей;
• получить навыки самостоятельного приобретения знаний.
• работать с первоисточниками;
• составлять доклады, рефераты;

• применять полученные знания на практике;

• самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний;
• практиковаться в умении проводить экскурсии.

По окончании изучения курса обучающиеся должны знать:

• пространственное расположение Ростовской области и своего населенного пункта;
• основные географические и природные объекты родного края;
• символику своей области, района;
• историческое прошлое своего района;
• основные типы сообществ своего родного края;
• растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
• особенности искусственно создаваемых человеком сообществ -агроценозов своей местности;
• использование животного и растительного мира своей местности;
• современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
• культурно-исторические и природные памятники своего района и поселка.
определять
• месторасположение своего района на карте России;
• видовой состав растительности и животного мира своего края и района.
уметь
• вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
• составлять туристко-экологические маршруты по ознакомлению с достопримечательностями своего района и поселка;
• вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;
• применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека;
• составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности;
• предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе;
• сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
• приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
• аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных исторических ситуаций;
• самостоятельно анализировать различные исторические ситуации;
• элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
• анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты;
• грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
• объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• мыслить глобально, действовать локально.

Приобретенные знания по истории и культуре родного края обучающиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, биологии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Изучение Ростовской области (8 ч.)

География Ростовской области. Географическое положение. Особенности рельефа, климата, внутренних вод.

Практикум: Определение географического положения Ростовской области на физической карте России.

Проектная деятельность:
— Определение деятельности ветра, воды и движущих ледников по изменению поверхности Земли.

Игровая деятельность:
• Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Землю Донскую?»

2. Донской край в далеком прошлом (12 ч.)

Геологическое прошлое.
Геологические эры.
Этапы эволюции органического мира.
Возникновение цивилизации на Донской земле.

Практикум:
— Определение роли моллюсков в формировании геологических структур на территории области.
— Определение роли простейших в образовании полезных ископаемых.

Проектная деятельность:
• Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле.

Игровая деятельность:
• викторина «Что? Где? Когда»
• подбор пословиц и поговорок о родном крае

3. Историческое развитие Миусского края (34 ч.)

Стоянки древних людей на территории района Дикое поле.
Смена древних народов на территории Дикого поля: скифы, сарматы, половцы, печенеги, монголо-татары.
Зарождение казачества на «Дону.
История возникновения района.
Легенды возникновения п. Матвеев Курган.

Экскурсии в архив. Работа с первоисточниками.

Индивидуальная работа:
• подготовка рефератов
• сбор фольклорного материала в посёлке и прилегающих хуторах

4. Географическое и природно-климатическое положение района и поселка (18 ч.)

Географическое положение, границы, территория Полезные ископаемые Почвенно-растительный покров. Реки и водоемы. Климат.
Погода в зависимости от времен года.

Практикум:
— Правила поведения в природе.
— Составление прогноза погоды с использованием народных примет и фенологических наблюдений.
— Фенологические наблюдения и их роль в жизни человека.
— Определение и описание горных пород по профилю почвы.
— Определение видов минералов по коллекционному материалу.
— Наблюдение организмов, обитающих в почве, и изучение состава почвы.
— Работа с топографической картой. Оценка экологического состояния водных объектов.
— Очистка и благоустройство родников.

Проектная деятельность:
• Проблема неблагополучной экологической среды в поселке.
• Возможные пути решения.

Индивидуальная работа:
• выставка фотографий «Природа родного края. Времена года»

5. Природа родного края (22 ч.)

Флора. Видовой состав растительности своей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Редкие и исчезающие растения своего края. Растения-индикаторы.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Ростовской области.
Фауна. Видовой состав животного мира своей местности. Редкие и исчезающие виды животных.
Охраняемые территории и памятники природы.

Практикум:
— Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию в сообществе степи.
— Определение видового состава растительности пришкольной территории и населенного пункта.
— Использование в деятельности человека фенологических наблюдений в поведении животных.
— Изображение природы Донского края в произведениях художников и поэтов.
— Редкие и исчезающие растения Миусского края

Проектная деятельность:
• Составление геоэкологических карт:
— Карта ландшафтов.
— Карта растительности.
— Карта животного мира.
— Почвенная карта местности.
— Карта экологического состояния водных объектов.
— Карта свалок.
• Памятники природы моего края.

Экскурсии в природу. Сбор гербарного материала.

Игровая деятельность:
• интеллектуально-познавательная игра «Учимся, играя»
• деловая игра
• составление кроссвордов

6. Население района (8 ч.)

Историческое прошлое района.
Национальный состав.
Занятость населения.
Мой дом, мой поселок, моя школа.

Экскурсии.
Посещение районной библиотеки. Посещение центральной районной больницы. Знакомство с предприятиями и организациями района.

Проектная деятельность:
• Составление родословной своей семьи
• Здоровье и болезни населения района (статистика из ЦРБ)

Индивидуальная работа:
• выставка рисунков
• минисочинения

7. Край, в котором мы живем (14 ч.)

Флаг и герб нашего района, области.
Гимн нашей области.
Песни о нашем крае.
Достопримечательности нашего края.
Культурно-национальные и религиозные традиции района.

Практикум:
— Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и объекты сферы услуг района и поселка.

Проектная деятельность
• Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.
• Оценка высказываний суждений о мерах по улучшению жизни населения своей местности.
• Составление экскурсионного маршрута для ознакомления с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.
• Санитарно-эпидемиологическая обстановка в области и поселке.
• Национально-культурные и религиозные традиции.
• Праздники народов Донского края.

Экскурсии
— Посещение районного музея.
— Посещение предприятий района — источников загрязнения окружающей среды.

Индивидуальная работа:
• Оформление фотоальбомов альбомов о родном крае
• Выпуск презентаций Power Point о Миусском крае и п. Матвеев Курган
• Выставка рисунков «Мой родной край»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные методы и формы организации занятий

На занятиях могут применяться следующие методы работы:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный.
3. Частично-поисковый.
4. Проблемный.
5. Исследовательский.
6. Практический.
7. Методы стимулирования и поощрения.
8. Логический.

Предлагается использовать различные формы работы:

1. «Мозговой штурм».
2. Пресс-конференция.
3. Дискуссия.
4. Дебаты.
5. Социологический опрос.
6. Тренинги и т. д.

Формы проведения занятий:

Традиционные:
• наблюдения,
• экскурсии,
• экологические мероприятия,
• сообщения,
• фотовыставки,
• беседы,
• дискуссии
• встречи с интересными людьми,
• минисочинени,
• игры,
• конкурсы, викторины,
• работа в архивах.

Инновационные:
• исследовательская работа,
• работа в малых группах,
• проектная деятельность
• составление презентаций Power Point
• составление и защита творческих проектов

Механизм реализации программы:
• организация экскурсий в районный музей;
• экскурсии по поселку и району;
• сбор материалов;
• оформление материалов экскурсии;
• участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.

Проектная деятельность:
• Определение деятельности ветра, воды и движущих ледников по изменению поверхности Земли.
• Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле. Работа с архивными документами.
• Проблема неблагополучной экологической среды в поселке. Возможные пути решения
• Составление геоэкологических карт
• Карта ландшафтов.
• Карта растительности.
• Карта животного мира.
• Почвенная карта местности.
• Карта экологического состояния водных объектов.
• Карта свалок.
• Памятники природы моего края.
• Составление родословной своей семьи
• Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.
• Составление экскурсионного маршрута для ознакомления с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.
• Оценка высказываний суждений о мерах по улучшению жизни населения своей местности.
• Санитарно-эпидемиологическая обстановка в области и поселке.
• Национально-культурные и религиозные традиции.
• Праздники народов Донского края.

Материально-техническое:
1) оборудование в виде ноутбука;
2) слайды, видеокассеты;
3) Интернет

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авдеева С.Б. Естествознание. Тематические контрольные и практические работы. Москва «Школа-пресс», 2001 г.

Алексеев С.В. Практикум по экологии, Москва, АО МДС, 1996 г.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов-на-Дону, изд. Баро-пресс, 2009 г.

Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920, Ростов-на-Дону, Научно-методический центр «Логос», 1992 г.

Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М., изд. «НЦ ЭИАС», 2002 г.

Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога, М, Творческий центр «Сфера», 2001 г.

Дежникова Н.С, Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты, М., Педагогической общество России, 2001 г.

Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе, М.,1993 г. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, М., «Дрофа», 2002 г.

Ильюков Л.С Очерки древней истории Донского края, Ростов-на-Дону, изд., Баро-пресс, 2004 г.
История казачества Дона, изд, СКНЦВШ, 1993 г.

Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников 9на региональном компоненте), Ростов-на-Дону, изд. Баро-пресс, 2003 г.

Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас», М., Высшая школа, 1992 г.

Павленко Н.И. Дидактические материалы по естествознанию, Москва «Школьная пресса», 2003 г.

Приваленко В.В., Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках «Юный геолог» и «Юный эколог», Ростовский областной центр детско-юношеского туризма, Ростов-на-Дону, 1995 г.

Программы регионального компонента содержания «История духовной культуры Донского края», Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, 1993 г.

Программы регионального компонента содержания «Человек и природа Донского края», Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, 1993 г.

Смагина Т.А., Кизицкий М.И. «Природа, население и хозяйство Ростовской области», Ростов-на-Дону, изд. Ростовского облИУУ, 1994 г.

Степаненко Е.С. Ростовская область. География родного края в вопросах и задачах, Ростов -на-Дону, 1997 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НА 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ по программе: «Родной край»

педагог дополнительного образования: Коваленко Анастасия Алексеевна
объединение: кружок Родной край
Цель: нравственно – патриотическое воспитание обучающихся, воспитанников через приобщение их к истории народа, родного края, поселка, знакомство с прошлым и настоящим.
Задачи:
— познание обучающимися, воспитанников своего края в прошлом и настоящем;
— приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;
— осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае;
— воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
— обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

Дата Тема занятия Часы
Всего Теор. Практ.
16.10 Набор группы 2
17.10 Набор группы 2
23.10 Вводное занятие. Знакомство с группой. Оргвопросы. Техника безопасности. Планы на учебный год. Знакомство с образовательной программой. 2 2
Т. 1. Изучение Ростовской области 8 ч. 6 ч. 2 ч.
24.10 География Ростовской области. 2 ч 2 ч
30.10 Экономико-географическое положение Ростовской области 2 ч. 2 ч.
31.10 Экскурсия № 1. Фенологические изменения в природе осенью. 2 ч. 1 ч. 1 ч.
06.11 Экскурсия № 22 ч. 1 ч. 1 ч.
Т. 2 Донской край в далеком прошлом 12 ч. 9 ч. 3 ч.
07.11 Геологическое прошлое 2 ч. 2 ч.
13.11 Практикум. Определение роли моллюсков в формировании геологических структур на территории области 2 ч. 1 ч. 1 ч.
14.11 Геологические эры 2 ч. 2 ч.
20.11 Этапы эволюции органического мира 2 ч. 2 ч.
21.11 Возникновение цивилизации на Донской земле 2 ч. 2 ч.
27.11 Проектная деятельность. Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле 2 ч. 2 ч.
Т. 3 Историческое развитие Миусского края 34 ч. 21 ч. 13 ч.
28.11 Стоянки древних людей на территории района 2 ч. 2 ч.
04.12 Дикое поле 2 ч. 2 ч.
05.12 Смена древних народов на территории Дикого поля 2 ч. 2 ч.
11.12 Скифы, сарматы, половцы, печенеги, хазары 2 ч. 2 ч.
12.12 Легенды о скифах и амазонках 2 ч.
18.12 Монголо-татары. 2 ч. 2 ч.
19.12 Работа с первоисточниками. 2 ч. 2 ч.
25.12 Кто такие казаки? 2 ч. 2 ч.
26.12 Зарождение казачества на Дону 2 ч. 2 ч.
15.01 История возникновения района 2 ч. 1 ч. 1 ч.
16.01 Экскурсия в архив. 2 ч. 2 ч.
22.01 Легенды возникновения п. Матвеев Курган 2 ч. 2 ч.
23.01 Практикум. Сбор фольклорного материала 2 ч. 2 ч.
29.01 Подготовка минисочинений о родном крае. 2 ч. 2 ч.
30.01 Проектная деятельность. 2 ч. 2 ч.
05.02 Составление карты поселка 2 ч. 2 ч.
06.02 Матвеев Курган. 2 ч. 2 ч.
12.02 Экскурсия 2 ч. 2 ч.
Т. 4 Географическое и природно-климатическое положение района и поселка 18 ч. 9 ч. 9 ч.
13.02 Географическое положение, границы, территория 2 ч. 1 ч. 1 ч.
19.02 Полезные ископаемые 2 ч. 1 ч. 1 ч.
20.02 Почвенно-растительный покров. 2 ч. 1 ч. 1 ч.
26.02 Реки и водоемы района 2 ч. 2 ч.
27.02 Река Миус. Составление презентаций и фотоальбомов 2 ч. 1 ч. 1 ч.
05.03 Очистка и благоустройство родников. 2 ч. 2 ч.
06.03 Климат. 2 ч. 1 ч. 1 ч.
12.03 Погода в зависимости от времен года. 2 ч. 2 ч.
13.03 Экскурсия. Составление прогноза погоды с использованием народных примет и фенологических наблюдений. 2 ч. 2 ч.
Т. 5 Природа родного края 22 ч. 16 ч. 6 ч.
19.03 Флора. Видовой состав растительности своей местности. 2 ч. 2 ч.
20.03 Экскурсия. Фенологические наблюдения за природой в весеннее время. 2 ч. 2 ч.
26.03 Лекарственные растения. Ядовитые растения. 2 ч. 2 ч.
27.03 Редкие и исчезающие растения своего края. Растения-индикаторы. 2 ч. 2 ч.
02.04 Составление геоэкологических карт 2 ч. 2 ч.
03.04 Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Ростовской области. 2 ч. 2 ч.
09.04 Фауна. Видовой состав животного мира своей местности. 2 ч. 2 ч.
10.04 Редкие и исчезающие виды животных 2 ч. 2 ч.
16.04 Охраняемые территории и памятники природы. 2 ч. 2 ч.
17.04 Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию в сообществе степи. 2 ч. 2 ч.
23.04 Изображение природы Донского края в произведениях художников и поэтов. 2ч 2ч
Т. 6 Население района 8 ч. 2 ч. 6 ч.
24.04 Занятость населения. 2 ч. 2 ч.
30.04 Знакомство с предприятиями района. Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и объекты сферы услуг района и поселка.
Экскурсия. 2 ч. 2 ч.
01.05 Мой дом, мой поселок, моя школа. 2 ч. 2 ч.
07.05 Экскурсия. Посещение районной библиотеки. 2 ч. 2 ч.
Т. 7 Край, в котором мы живем 14 ч. 4 10
08.05 Флаг, герб и гимн нашего района, области. Песни о нашем крае. 2 ч. 2 ч.
14.05 Достопримечательности нашего края. 2 ч. 2 ч.
15.05 Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района. 2 ч. 2 ч.
21.05 Праздники народов Донского края 2 ч. 2 ч.
22.05 Посещение районного музея 2 ч. 2 ч.
28.05 Рисование родного края для выставки. 2 ч. 2 ч.
29.05 Итоговое занятие.
Оформление фотоальбомов альбомов о родном крае
Выпуск презентаций Power Point о Миусском крае и п. Матвеев Курган
Выставка рисунков «Мой родной край» 2 ч. 2 ч.
ВСЕГО : 116

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 2

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"