Программа патриотического воспитания и развития детей-сирот и оставшихся без попечения родителей «Я — Гражданин»

1. Проблемный анализ

В детском доме воспитываются дети, отверженные своими родителями, лишённые стабильной, уверенной привязанности к взрослому, отягощённые негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, в большинстве случаев с задержкой физического и психического развития, т.е. в состоянии социальной дезаптации – наименее благоприятном для педагогического воздействия.

Особенности социального развития воспитанников детского дома обусловлены рядом факторов:
• особенностями психического развития;
• условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
• обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Для воспитанников детского дома характерно отставание в следующих областях психического развития:
а) в эмоционально-волевой сфере

Эмоционально-волевая сфера характеризуется:
• бедной гаммой эмоций;
• склонностью к быстрой смене настроения;
• однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
• неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрения и замечания;
• повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
• основной направленностью эмоций на получение всё новых и новых удовольствий;
• чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
• непониманием эмоционального состояния другого человека.
б) в самосознании
• развитие всех аспектов самосознания (познавательного – образ «Я», эмоционального — самооценка, поведенческого – рисунок поведения) имеет определённую специфику. Для воспитанников характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Самооценка преобладает заниженная. Ребёнок из детского дома преимущественно оценивает себя на основе оценки окружающих; эмоциональное отношение к себе (любовь или нелюбовь) у него практически не выражена. Нет чувства уверенности в себе. Обычно повторяют оценки окружающих, не имея собственного мнения о себе, отсутствует самооценка себя и своих поступков.
Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, обусловленные психическими травмами, связанные с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей. Психологические проблемы часто объясняются недостатком родительской любви и ласки, ранней депривацией. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, уязвимости воспитанника.
в) в общении:
• ограниченное, преимущественно групповое, общение не способствует развитию самостоятельности; не усваиваются слагаемые элементы деятельности: планирование, контроль, оценка результатов. Существенным фактором, искажающим становление личности воспитанников детского дома, является дефицит совместных отношений с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения с взрослыми определяется режимными моментами, условиями групповой жизни детей, а также ограниченным кругом взрослых. Эмоциональная бедность контактов с взрослыми определяет особую напряжённость, потребность во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение воспитанниками социально-ролевых позиций: друга, партнёра, конкурента. В целом общение с взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребёнка от оценок взрослого, что в свою очередь, блокирует развитие самостоятельности, инициативности. Наблюдается «пошаговое» выполнение указаний взрослых; отсутствуют навыки самоконтроля, затруднён процесс саморегуляции.
В условиях детского дома ребёнок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников. Такая ограниченность общения ведёт к обеднению интимно-личностных сторон общения. Могут возникать проявления агрессии, стремление обвинить кого-либо, неспособность продуктивно решать конфликты. У детей с ранних лет наблюдается отсутствие эмпатии.
Воспитанникам детского дома свойственно нарушение половой идентификации. Отсутствуют образцы для усвоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнёр.
Недостаточность позитивных межличностных отношений, неумение адекватно выражать собственные чувства в отношении других людей, форменные иждивенческие позиции по отношению ко всем окружающим — ведёт к тому, что выпускник детского дома не испытывает чувство ответственности за собственную жизнь, за свою семью и детей, профессиональный рост. У воспитанников недостаточно сформирована гражданская позиция, в системе ценностных ориентаций, материальные ценности преобладают над духовными.
Слабо выражена мотивация на творческое саморазвитие, самоуправление, самообразование, самостоятельность в решении жизненных проблем.
Беззаботная жизнь в детском доме на всём готовом культивирует в детях такие качества, как коммуникативная беспомощность, иждивенчество, неумение организовать своё свободное время, неразвитость индивидуальных интересов – всё это может стать причиной низкого уровня социальной адаптации после выпуска из детского дома.
Всё это поставило педагогический коллектив в ситуацию необходимости осмысления наработанного опыта, выделения ценностей, определение перспектив развития учреждения, необходимости создания единой программы роста и развития детского дома, которая бы объединила всех участников воспитательно-образовательного процесса одной идеей, общими делами и задачами, общим содержанием работы, нацеливая на конечный результат совместных действий.

2. Пояснительная записка

Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. Поэтому наши выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически, и главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционных требований, основанных на внешней мотивации деятельности воспитанников, на принуждении. В программе ставка делается на внутриличностные факторы мотивации воспитанников, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. По нашему представлению, одним из важных факторов, способствующих успешной адаптации воспитанника детского дома после выпуска, является компетентностный подход, при котором конечным результатом воспитания являются ключевые компетенции воспитанников. Без сомнения, воспитанник выходя из стен детского дома, оказывается в ситуациях, требующих выбора действий. «Что делать», «как делать», «почему именно так нужно делать», «каких результатов можно при этом достичь» — вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникнут перед ними.
Стало очевидно, что детский дом должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников, то есть ключевые компетенции. Следовательно, перед педагогическим коллективом детского дома стоит важнейшая задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы основные ключевые компетенции:
• Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
• Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
• Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);
• Социально-гражданская компетентность (совокупность знаний в области права, этики, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества и в соблюдение общих правил поведения, установленных государством; наличие у человека социально-значимых нравственных ценностных ориентиров; гражданская активность — осознанное участие в делах детского дома, страны).
• Коммуникативная компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыками общения;
• Продуктивная компетентность – потребность в труде, умение работать, зарабатывать, умение принимать решения и нести ответственность за них;
• Личностная компетентность – стремление к самосовершенствованию, самостроительству, творческому саморазвитию, готовность к социальной мобильности, креативность.
Мы понимаем под компетентностью способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач на основе совокупности полученных знаний, умений и навыков. Суть воспитательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетентности.

Критерии социально компетентной личности, принятые за исходную позицию:
1. Овладение грамотностью:
• функциональной;
• коммуникативной;
• информационной.
2. Овладение способностью:
• принимать эффективные решения в разных ситуациях;
• понимать собственные мысли и чувства;
• руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;
• верить в свои способности и возможности;
• чётко формулировать свои желания и намерения;
• слышать и услышать окружающих людей, их желания и намерения;
• уважать права окружающих людей;
• видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей;
• объективно анализировать ситуацию, включая свои знания и навыки в собственное поведение;
• отдавать отчёт своим действиям и поступкам;
• уметь сотрудничать и самоорганизовываться;
• выстроить диалог с человеком другой культуры;
• письменного и устного общения;
• быть общественно активным гражданином;
• применять знания, умения и накопленный жизненный опыт для продолжения непрерывного образования и решения различных жизненных ситуаций.
Учитывая сложный процесс социального развития ребёнка, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, разработана программа, обеспечивающая преемственность, системность, взаимосвязь, а также целостность воспитательного процесса.
Программа координирует и направляет усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса на выполнение главной миссии детского дома: готовность воспитанника к самоопределению в самостоятельной жизни и успешной интеграции в обществе.
На основе программы определяется содержание воспитательного процесса, как в целом, так и на отдельных занятиях.

При разработке программы учитывалось, что организация процесса социального воспитания должна осуществляться в трёх направлениях:
1. Создание поля самореализации воспитанника, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого воспитанника, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей.
Создание поля самореализации предусматривает:
• включение воспитанников в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
• стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
2. Создание воспитывающей среды внутри детского дома, что предполагает формирование в детском доме таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребёнка.
Создание воспитывающей среды предусматривает:
• выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и детей;
• определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
• развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых;
• формирование отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и детей;
• достижение неповторимости атмосферы детского дома («своего имиджа», «своего лица»).
3. Педагогизация социального окружения детского дома – использование воспитательного потенциала среды:
• изучение и использование возможностей социума при организации воспитательного процесса;
• включение воспитанников в общественно-полезную деятельность в окружающей среде;
• привлечение к организации воспитательной работы специалистов, установление связей с различными организациями и учреждениями;
• взаимодействие со средствами массовой информации.
При выборе направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определения форм, приёмов и методов, определяющих содержание деятельности по каждому направлению, учитывалось, что развитие ребёнка происходит в трёх основных сферах:деятельности, общении и самопознании.
В сфере деятельности ребёнок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими умениями и навыками и способностью к тому или иному виду деятельности, а также уверенностью в чувстве собственной значимости.
В сфере общения у ребёнка происходит усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребёнка и в обществе в целом.
В сфере самопознания формируется образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование адекватной самооценки.

3. Краткая аннотация программы

3.1. Цель и задачи программы:

Цель: Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, составлению программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на воспитание социально компетентной личности, способной к самореализации и успешной адаптации после выпуска из детского дома.

Задачи:
1. Организация целостного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие всех его участников (педагогов, воспитанников).
2. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации, создание социально-гигиенических и социально-психологических условий, способствующих укреплению здоровья детей – физического и психологического.
3. Предоставление каждому воспитаннику возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его индивидуальные качества и способности; создание развивающей среды.
4. Формирование трудовой мотивации, обучение принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда, обучение разработке личных планов образования и карьеры; формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности, как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
5. Воспитание будущего семьянина, формирование и развитие соответствующих умений и навыков, способствующих желанию создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней.
6. Формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников, способствующих успешной социализации в обществе.
7. Определить критерии и показатели эффективности воспитательной работы детского дома на основе компетентностного подхода.

Способы достижения цели:
1. Создание условий для самооценки воспитанниками своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
2. Вариативность организации работы с детьми – учёт всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, пробуждения новых интересов, создания условий для выбора воспитанниками форм участия в жизни детского дома.
3. Организация личного пространства ребёнка – создание условий, когда воспитанник может уединиться, оформить своё личное место; учёт индивидуального темпа и режима проживания.
4. Сочетание взаимной заботы и требовательности – формирование такого стиля отношений в детском доме, при которых каждый воспитанник, ощущая себя достаточно защищённым, в то же время стремится к соблюдению нравственных норм своей жизни в коллективе.
5. Развитие самостоятельности и инициативы детей – активное участие воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива детского дома, развитие детского самоуправления; создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение; поддержка различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.
6. Нравственное обогащение социальной среды – постоянное внесение в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, упрочение и развитие нравственных норм в окружении детей, формирование у них побуждения к нравственным поступкам, развитие нравственных убеждений.

3.2. Структура программы:

Программа состоит из 4-х основных направлений:
 духовно-нравственное становление «Я + Я »
 гражданско-правовое становление «Я + Мир»
 семейное становление «Я + Семья»
 здоровое становление «Я + Здоровье»

В программе каждому направлению определены конкретные цели и задачи, реализация которых направлена на освоение социальных знаний, умений и навыков, которыми должны обладать воспитанники на различных этапах развития; рекомендуется ряд педагогических приёмов, форм и методов по организации воспитательного процесса.

3.3. Функции программы:

• Развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
• Интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
• Регулирующая – связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, детского и педагогического коллектива;
• Компенсирующая – предполагающая создание условий в детском доме для компенсации отсутствия участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка;
• Корректирующая – заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребёнка.

4. Основные принципы реализации программы

 Принцип целостности воспитательного процесса – единство, взаимосвязь.
 Принцип системности и преемственности – взаимозависимость содержания и форм воспитания детей начального, среднего и старшего звена.
 Принцип диалогичности – взаимодействие всех участников воспитательного процесса (педагогов, детей), организация сотрудничества и сотворчества на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
 Принцип компетентностного подхода – овладение базовыми, ключевыми компетенциями в процессе организации различных видов деятельности; в качестве результата воспитания рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях.
 Принцип педагогической поддержки индивидуальности – процесс совместного с воспитанником определения его собственных интересов, стремлений, возможностей и, в то же время, как помощь ему в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
 Принцип природосообразности – воспитание строится в соответствии с потребностями ребёнка, его возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
 Принцип личностно ориентированного воспитания – ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, давая возможность ребёнку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.
 Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности – формирование такого стиля отношений в детском доме, при которых каждый воспитанник, ощущая себя достаточно защищённым, в то же время стремится к соблюдению нравственных норм своей жизни в коллективе.
 Принцип творчества и успеха – индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности детей. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию.

5. Условия эффективной реализации программы

1. Синтез, двуединство процессов воспитания и самовоспитания.
2. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности как главного условия и средства развития детей, формирования у них практических умений и навыков самосовершенствования. Любые воспитательные воздействия на личность ребёнка проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.
3. Деятельность воспитанников должна быть по возможности продуктивной, творческой, а не только репродуктивной.
4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на диагностической основе; стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальностью.
5. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
6. Создание отношений сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников воспитательно-образовательного процесса.
7. Процесс социализации как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненных (социальных) проблем, использование идеи социальных ситуаций, т.е. упражнений по самооценке воспитанниками своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях.
8. Предоставление воспитанникам дополнительных возможностей для самовыражения, самоопределения и саморегуляции в положительной деятельности.
9. Развитие уверенности ребёнка в себе, самоутверждение, т.е. главная цель педагогического коллектива и каждого педагога отдельно – вывести личность ребёнка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим.
10. Наличие методической, психолого-педагогической помощи для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
11. Материально-техническое обеспечение детского дома.

6. Создание условий для реализации программы

• Программно-методическое обеспечение.
• Модернизация плана воспитательной работы детского дома.
• Методологические и практико-ориентированные семинары для педагогов по организации мероприятий по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса.
• Постоянное пополнение программы методическими разработками проведённых мероприятий.
• Консультирование педагогов по вопросам содержания, форм и методов проведения мероприятий, способствующих реализации программы.
• Анализ работы педагогического коллектива по реализации программы.
• Разработка вопросов мониторинга результатов воспитательной деятельности.

7. Управление воспитательным процессом по реализации программы

Принципы управления:

• Принцип природосообразности;
• Принцип индивидуализации;
• Принцип субъектности;
• Принцип выбора;
• Принцип доверия и поддержки;
• Принцип системности;
• Принцип коллегиальности;
• Принцип самоактуализации;
• Принцип успешности;
• Принцип открытости и гласности.

Основные концептуальные подходы в управлении:

• Личностный подход;
• Компетентностный подход;
• Системный подход;
• Мотивационный подход;
• Рефлексивный подход;
• Культурологический подход.

Способы и средства управления:

• Гуманизация и социализация отношений;
• Включение детей, педагогов в коллективные творческие дела;
• Сохранение традиций и введение инноваций;
• Создание объединений по интересам (клубов, центров, движений);
• Интеграция образовательного и воспитательного процессов;
• Самоактуализация в деятельности;
• Моделирование социальных ситуаций.

Гражданско-правовое становление «Я + МИР»

«Знание закона гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности»
Г. Спенсер

Актуальность темы
Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния России, стабильность политической обстановки в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно-образованного и грамотно развитого
Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к государству; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в законе РФ «Об образовании», воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, отечеству
Становление гражданственности воспитанника рассматривается в аспекте гражданско-правового обучения, при этом акцент ставится на гражданско-правовые знания. Важно не столько обучить ребёнка правовым знаниям, а значительно важнее создать условия, при которых воспитанник мог бы воспользоваться полученными умениями и навыками в области гражданско-правовых отношений. А это значит, что нужно организовать для воспитанников личностно-значимую, социально-ориентированную деятельность, которая является главным условием развития ребёнка и должна рассматриваться как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности и способствующая самопознанию, самоопределению и самореализации каждого ребёнка.

Гражданско-правовое воспитание – это система воспитания и обучения, ориентированная на формирование совокупности ключевых компетенций личности:

• Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
• Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
• Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);
• Социально-гражданская компетентность (совокупность знаний в области права, этики, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества и в соблюдение общих правил поведения, установленных государством; наличие у человека социально-значимых нравственных ценностных ориентиров; гражданская активность — осознанное участие в делах детского дома, страны).
Программа ориентирует педагогов в работе по социализации воспитанников, нацеливает самого ребёнка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в социализации, самовоспитании и самосовершенствовании.
Главное в гражданско-правовом становлении личности воспитанника — системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Цель: Создание условий для формирования навыков социально-активного поведения воспитанников, проявляющихся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, готовности к достойной самореализации и самоопределению после выпуска из детского дома.

Задачи:
1. Формирование активной жизненной позиции через создание условий для проявления воспитанниками инициативности и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях и через повседневное «социальное участие».
2. Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.
3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, научить детей пониманию принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
4. Использовать преемственность традиций различных поколений защитников Отечества, воспитание детей на основе исторических достижений и культурных традициях России, края
5. Воспитание умения противостоять негативному влиянию, умения делать правильный, социально-одобряемый выбор.

Содержание деятельности:
• изучение воспитанниками правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
• ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
• развитие способности соотносить социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
• формирование нравственного и гражданского самосознания;
• ознакомление с историческим прошлым своей страны, края, города;
• формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
• посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
• активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции воспитанников.

Методы работы:
Для приобретения знаний, развития умений, навыков, формирования собственных взглядов необходимо создание для воспитанников следующих условий и возможностей:
• брать ответственность на себя, делать осознанный выбор и принимать решения;
• осознанно участвовать в деятельности органов детского самоуправления, принятии коллективных решений в семье и детском доме;
• встречаться и общаться с людьми (государственными и общественными деятелями, депутатами, должностными лицами органов местного самоуправления, работниками правоохранительных органов, активистами общественных организаций и т. д.);
• стремиться осваивать новые виды деятельности;
• оценивать собственное участие в различных видах деятельности.

Основные формы работы:
Связь детского дома с государственными учреждениями, общественными организациями города
• Встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, представителями различных профессий,
• Экскурсии по музейным выставкам
• Уроки мужества
• Встречи с известными и интересными людьми
• Сбор и оформление материалов по истории детского дома
• Проведение военно-спортивных мероприятий, в том числе военно-спортивная игра «Зарница»
• Проведение памятных акций, посвящённых дню Победы
• Конкурсы рисунков
• Конкурс военно-патриотической песни
• Проведение воспитательских часов на правовую тематику
• Проведение недели правовых знаний
• Ведение дневников самоконтроля
• Проектная деятельность воспитанников
• Проведение акций, направленных на укрепление правопорядка
• Тренинговые занятия
• Обсуждение проблемных ситуаций
• Ролевые игры
• Дискуссии
• Викторины
• Написание сочинений

Перечень традиционных мероприятий:
• День Победы,
• «А, ну-ка, парни»,
• Встреча с ветеранами локальных войн, ветеранами ВОВ,
• Акции: «Подарок ветерану», «Поделись своим теплом», «Письмо солдату,
• Тематические выставки рисунков «Память жива», «Родина моя»,
• Написание сочинений на тему: «Дому родному посвящаю»

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
• Воспитанники знают и принимают ценности и понятия гражданско-правового воспитания.
• Воспитанники знают и применяют на практике нормы социального поведения.
• Знание норм гражданского поведения, позитивного разрешения конфликтов.
• Умение отстаивать свои права.
• Воспитанники имеют навыки саморегуляции и социальной адаптации.
• Воспитанники владеют навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.
• Повышение социальной и гражданской активности детей: участие в общественной жизни детского дома, школы; участие в КТД, различного рода социальных акциях, самоуправлении.
• Ведущими качествами личности воспитанника станут:
— ответственность;
— принимать на себя обоснованные решения в разных ситуациях;
— объективная самооценка;
— дисциплина, умение подчиняться и руководить;
— нравственная позиция;
— способность к сотрудничеству;
— организованность;
— способность формулировать обоснованное мнение по существу проблем и явлений.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ «Я + Я»

«Духовная сила человека относится к физической, как три к одному.
Все правила достойного поведения давным-давно известны. Остановка за малым – за умением ими пользоваться».
Б. Паскаль
«В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить».
Сократ

Актуальность темы
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного» в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни страны. Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности.
Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством многообразных личностных качеств. В этом органическом единстве стержневыми являются моральные качества, определяющие социально-нравственную основу личности и обусловливающие возможность человека применять в интересах общества свои способности.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, стремящейся от самопознания к самоопределению и самореализации. Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он — прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов духовно-нравственного воспитания

Цель: Создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности воспитанника в соответствии с индивидуальными личностными особенностями и способной к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; способствовать личностному росту ребёнка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Задачи:
1. Оказывать психолого-педагогическую поддержку процесса познания и самопознания воспитанников.
2. Способствовать расширению кругозора воспитанников, овладению ими основами психологических, культурологических знаний.
3. Создание условий, способствующих саморазвитию и самореализации творческого потенциала детей.
4. Создание условий для проявления и практического применения воспитанниками нравственных знаний, умений; развитие потребности в совершении нравственных поступков.
5. Способствовать личностному росту ребёнка, нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению, поиску жизненных ценностей.

Содержание деятельности:
— воспитание доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, терпимости, доброжелательности, заботы и милосердия как основных черт русского характера;
— приобщение воспитанников к православной христианской культурной традиции; формирование целостного отношения к духовному и культурному наследию русского народа;
— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств за счёт приобщения к мировой художественной литературе, поэзии, в которых описываются нравственные поступки людей в разные эпохи;
— изучение нравственной воспитанности детей и определение возникших проблем путём коррекции;
— развитие и совершенствование индивидуальных творческих возможностей детей;
— развитие художественного вкуса, умения видеть, понимать и анализировать прекрасное;
— предоставить каждому воспитаннику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в любых видах деятельности;
— формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, о смысле жизни, идеале, счастье;
— формировать объективную самооценку, стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
— формирование культуры поведения в обществе, культуры общения , чувство меры в общении;
— формирование личностных качеств (черт характера) воспитанника: сознательная дисциплинированность, стойкость, умение переносить трудности, порядочность, честность, правдивость

Формы работы:
— тематические воспитательские часы;
— тренинги нравственного самосовершенствования;
— дискуссии по нравственной тематике;
— конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция»
— читательские конференции;
— часы общения и беседы.

Перечень традиционных мероприятий:
• Проведение выставок декоративно-прикладного творчества детей (живопись, вышивание, конструирование, моделирование и т.д.);
• Продолжение активного участия в городских, окружных смотрах творческих достижений воспитанников;
• Проведение коллективных посещений театров и кинотеатров;
• Проведение конкурса чтецов;
• Конкурс инсценированной военно-патриотической песни;
• Тематические литературно-книжные выставки;
• Тематические встречи с представителями городской библиотеки;
• Проведение встреч с представителями православной церкви и других религиозных направлений;
• Продолжение традиционных КТД:
— День Именинника, Праздник Учителя, Новогодний бал, Праздник труда, Праздник детства, Рождество Христово, Пасхальные мотивы, Любовью дорожить умейте.

Ожидаемые результаты:
• воспитанники знают и применяют на практике нормы и правила нравственного поведения в различных жизненных ситуациях;
• воспитанники знают особенности своего характера и исходя из этого владеют навыками самосовершенствования;
• повышение уровня толерантности детей;
• воспитанники участвуют в различного рода акциях, направленных на оказание помощи престарелым людям, инвалидам;
• участвуют в эстетизации предметной среды детского дома;
• рост социальной и личностной активности;
• «видимое» расширение социального опыта воспитанника в его общественных связях, разнообразии социальных действий;
• наличие чёткой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов);
• воспитанники учатся видеть прекрасное в окружающем мире;
• умение понимать собственные мысли и чувства, чётко формулировать свои желания и намерения, руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;
• воспитанник-творческая личность, обладающая креативными способностями.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ «Я + ЗДОРОВЬЕ»

«Хорошее здоровье, ощущение полноты жизни, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного восприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»
В.А. Сухомлинский

Актуальность темы
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к самоутверждению и счастью человека.
Данный вопрос является актуальным особенно в отношении детей, воспитывающихся в детском доме, чьё воспитание носило в большинстве случаев, стихийный характер. Дети, находящиеся в детском доме, имеют многочисленные и сложные психологические, поведенческие и социальные проблемы, зачастую отстают в развитии, отягощены хроническими заболеваниями. Одной из составных частей является половое воспитание. Оно имеет жизненно важное значение для воспитанников детского дома, поскольку не так уж редки случаи, когда неосведомлённость в элементарных вопросах пола прямо или косвенно отражается на характере взаимоотношений молодых людей, ведёт к ранним бракам, а порою и к нежелательной беременности. От того, как поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности юноши или девушки. Неведение в области физиологии половой жизни, вернее, искажённые представления в этой области, зачастую становятся причиной неудачной личной жизни выпускников детского дома.
Данная программа позволяет скоординировать деятельность педагогов, медицинских работников, социально-психологической службы детского дома в решении важных и первостепенных задач – создание оптимально благоприятных условий для физического и психологического развития детей, привлечение их к участию в проведение мероприятий по укреплению здоровья, обеспечение жизнеспособности организма, воспитание осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, умения противостоять различного рода соблазнам после выпуска из детского дома.
Цель: Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья воспитанников, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:
1. Создание условий для формирования физически развитого, психически здорового и социально-адаптированного человека.
2. Повышение уровня информированности воспитанников и педагогов в вопросах сохранения здоровья путём использования различных форм и методов профилактической работы.
3. Формирование мотивации здорового образа жизни у воспитанников, воспитание убеждённости и потребности в нём – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
4. Обучение педагогов здоровье сберегающим технологиям в воспитательной деятельности.
5. Организация высокоэффективной системы оздоровительного лечения, медицинской реабилитации и психической релаксации.
6. Повышение качества воспитательных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни; поиск новых форм работы с детьми с целью вовлечения их в процесс решения поставленных задач.

Содержание деятельности:
 обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и охраны жизни и здоровья воспитанников;
 развитие материально-технической базы с целью создания здоровьесберегающей среды обитания;
 диагностика здоровья воспитанников, проведение соответствующей реабилитации и лечебных мероприятий, проведение мониторинга состояния здоровья воспитанников;
 организация деятельности спортивных кружков, секций;
 разностороннее просвещение и активное привлечение воспитанников к занятиям физкультурой и спортом;
 содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
 всесторонняя демонстрация достижений воспитанников, занимающихся спортом;
 поощрение воспитанников, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
 пропаганда здорового образа жизни;
 увеличение двигательной активности воспитанников путём проведения подвижных игр, утренней зарядки, экскурсий и т.д;
 увеличение количества заданий творческого характера, направленных на обучение навыкам самоконтроля, формированию ответственного поведения, критического мышления, и таких черт характера, как сила воли, выносливость, умение преодолевать трудности.

Формы работы:
• беседы, дискуссии, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
• спортивные конкурсы в семье, в масштабе детского дома;
• викторины, посвящённые спортивной тематике;
• конкурсы плакатов, рисунков по ЗОЖ;
• интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
• проведение малых олимпийских игр;
• игровые программы.

Перечень традиционных мероприятий:

• День Здоровья;
• Спортивные состязания между педагогами и детьми;
• Конкурс «Сильные, ловкие, смелые»;
• Олимпиада;
• Кросс (весенний, осенний);
• Весёлые старты;
• Спортивная эстафета «Вместе-дружная семья»
• Акция «Мы за здоровый образ жизни»;
• Выпуск плакатов по пропаганде ЗОЖ;
• Конкурсы рисунков;
• Участие в соревнованиях, проводимых на уровне города, края;
• Коллективное посещение бассейна, городского катка.

Ожидаемые результаты:
1. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья: употребление алкоголя, табакокурения.
2. Создание благоприятного психологического климата.
3. Привлечение к массовым занятиям спортом всех воспитанников.
4. Применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 2

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"