Программа по декоративно-прикладному искусству «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»

Пояснительная записка.

Всем педагогам, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.

Цель программы: развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями методом ниткографии.

Задачи программы:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений.

Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Программа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Характеристика ожидаемых результатов.
Должны иметь представление:
• Что такое ниткография;
• Основные приемы работы;
• Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
• Должны уметь:
• Подбирать нити нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию на листе бумаги;
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
• Должны овладеть навыками:
• Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.

Этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный.

Программа составлена для детей 13-16 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 45-60 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово. Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.

Формы контроля реализации программы:
• Входной (опрос)
• Промежуточный (выставка работ воспитанников)
• Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов)
Программа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О.А.Новиковская, А.В.Никитина и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса.

Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Примерное количество часов на выполнение Дата
1 Вводное занятие. Техника безопасности. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге 1 05.09
2 Полевые цветы. Маки, ромашки, васильки. 4 12.09-03.10.
3 Животные. Кошки, собаки и др. 4 10.10-31.10
4 Мини-выставка 14.11
5 Осень 2 21.11-28.11
6 Новогодние украшения 4 05-26.12
7 По выбору детей 6 16.01-20.02
8 Выставка – ярмарка 27.02
9 На небо, за звездочкой. 4 06.03-10.04
10 Великой Победе посвящается…. 4 17.04-15.05
11 Итоговая выставка работ 22.05

Требования к уровню образованности воспитанников (планируемый результат):
• уметь находить новые способы для художественного изображения;
• уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
• овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
• овладеть техническими и изобразительными навыками;
• уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
• работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
• добиваться конечного результата;
• самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
• уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

Учебно-методическое обеспечение
Учебные и методические пособия:
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:
• Белый картон
• Цветные нитки
• Простые карандаши
• Цветные карандаши
• Стирательные резинки
• Фломастеры
• Акварельные краски
• Кисточки
• Баночки для воды
• Трафареты с кругами
• Линейки
• Ножницы
• Клей ПВА
• Кисточки для клея
• Бумажные салфетки

Инструктажи:
• по технике безопасности при работе с ножницами, с клеем
• по правилам пожарной безопасности
• по технике безопасности во время экскурсий

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"