Воспитание патриотизма как фундамента экономической безопасности средствами физической культуры и спорта

Описание проекта «Воспитание патриотизма как фундамента экономической безопасности средствами физической культуры и спорта»

В данной работе рассмотрена проблема воспитания молодого поколения через средства физической культуры и спорта. На основе культуры Донского казачества выявлена и проанализирована взаимосвязь спорта, физической культуры и патриотизма с воспитательной точки зрения. В Федеральном законе “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящена работа. В современных условиях проблема патриотического воспитания, особенно в условиях сложившейся международной обстановки, становится всё более значимой и является актуальной. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.[4] В настоящее время это одно из ведущих направлений государственной политики России. Правовыми основами патриотического воспитания являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.[1] Сейчас современная молодежь, к сожалению, очень сильно подвержена влиянию массовой западной культуры. Ей движут эгоизм, равнодушие, безнравственность, в некоторых случаях агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, незнание истории своего государства, отсутствие здорового образа жизни, мотивации к физическому совершенствованию. Это связано с тем, что молодежь именно такими способами самовыражается, пытается обратить на себя внимание, не имея никаких ценностей, интересов в жизни, достоинства, в первую очередь, по отношению к себе. Это не допустимо, потому что каждый человек, становясь личностью, обязан знать историю своего государства, быть преданным идеалам своего Отечества, быть физически развитым, готовым защитить и отстоять интересы своего государства. Поэтому необходимо создавать условия, мотивирующие такую часть молодежи к проявлению себя с положительной стороны, что поспособствует перевоспитанию; приобщать к традициям и культурным ценностям государства, российского спорта. Образовательные учреждения должны проводить беседы, организовывать мероприятия, на которых можно будет ознакомиться с историческими фактами, рассказывать о подвигах великих людей в период войн и т.п. Но важно учесть то, что если человек сам не желает меняться в лучшую сторону, то никто ему помочь не сможет.
Как известно, патриотизм не может возникнуть сразу или по щелчку, это результат процесса социализации, становления человека как личности. И государство, способствуя формированию патриотизма в стране, должно создавать условия для всестороннего и гармонического развития личности.
Работая над данной проблемой, авторами был проведен опрос «Спорт, физическая культура и патриотизм в воспитательном аспекте», целью которого стало определить актуальность исследуемой проблемы историко-патриотического воспитания средствами физической культуры и спорта. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: больше половины опрошенных респондентов (около 67%) привлекают мероприятия, связанные с историко-патриотическими, физкультурно-оздоровительными направлениями, но 30% респондентов мероприятия такого рода не интересуют. Возможно, это связно с низким уровнем пропаганды физкультурно-оздоровительного направления. На вопрос: «Является ли актуальным сегодня ведение ЗОЖ, привлечение молодежи к спортивно-оздоровительной деятельности?», респонденты единогласно ответили положительно, аргументировав свою точку зрения. Хотелось бы привести ряд таких аргументов, с которыми мы полностью согласны: «Ведение ЗОЖ и привлечение молодежи к спортивно-оздоровительной деятельности было, есть и будет актуально во все времена: здоровый человек — здоровая нация — процветание государства!»; «В последнее время именно молодёжь привлекают к здоровому образу жизни, ведь за ней наше будущее.»; «На мой взгляд, ведение ЗОЖа является актуальным, так как спортивная деятельность способствует разгрузки психо-эмоционального состояния человека, стимулирует внутреннюю уверенность и вырабатывается иммунитет к пагубным привычкам.»; «Да. Это будет всегда актуально, поскольку хоть какое-то количество людей будут в этом заинтересованы. Главное правильно преподносить эти мероприятия, правильно их проводить. Но стоит признать, что с каждым днем количество заинтересованных людей в данной деятельности уменьшается».
Вопросы, касающиеся знания истории Донского казачества, участия в военно-полевых сборах, не оправдали наших ожиданий. Лишь 40% респондентов частично знакомы с историей Донского казачества и только 20% принимали участие в военно-полевых сборах. На наш взгляд, такой низкий процент участия в военно-полевых сборах связан в первую очередь с тем, что среди опрашиваемых респондентов преобладал женский пол.
В опросе наибольшую активность проявила возрастная группа от 15 до 20 лет. Итоги опроса еще раз подчеркивают важность и актуальность проблемы историко-патриотического воспитания в современном мире.
Данный проект прошел первый этап реализации. Проект был представлен на Всероссийском Конкурсе по технологиям историко-патриотического воспитания населения России, итогом которого стало получение Диплом III степени за результаты научного исследования «Историко-патриотическое воспитание средствами физической культуры и спорта», представленного на Всероссийском Конкурсе по технологиям историко-патриотического воспитания населения России по секции «Технологии историко-патриотического воспитания населения России (деловые, ситуационные, ролевые игры)»; Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. 16-18 октября 2017 года.
Имеется публикация научной статьи по данной тематике: Зрожевская Ю.А., Попова М.В. «Историко-патриотическое воспитание средствами физической культуры и спорта» — Технологии историко-патриотического воспитания населения России: материалы Всероссийского конкурса студентов и аспирантов. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», с. 229-231 Подписано в печать 08.12.2017. ISBN 978-5-88702-602-2.
Также подавалась заявка на грант Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц.

Основная цель Проекта заключается в продолжение исследования проблемы историко-патриотического воспитания, и в качестве ее решения предложить средства физической культуры и спорта в тесной взаимосвязи с культурными традициями нашего государства.
Программа, преимущественно ориентированная на молодое подрастающее поколение граждан, имеет следующие задачи:
1. Формирование чувства гражданской ответственности и сопричастности к развитию своей «малой родины» молодого поколения через средства физической культуры и культурные традиции нашего государства.
2. Развитие методических рекомендаций и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи;
3. Создание условий для поддержания оздоровительного, спортивного и творческого развития участников.
Основным результатом реализации Проекта станет формирование методического комплекса и системы патриотического воспитания граждан, отвечающих современности и задачам социально-культурного развития страны.
В Федеральном законе “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.[6] В современном понимании функции физической культуры не должны ограничиваться лишь развитием физических качеств и воспитанием координационных способностей человека. Занятия физической культурой и спортом тесно связаны с воспитанием общей культуры человека, развитием его нравственно-духовной сферы и другими социальными процессами. Главная ценность занятий физической культурой и спортом заключается в том, что они являются сферой проявления высокой нравственности, духовности, гуманности, доброты, формирования культуры межнационального общения [2, 3].
Влияние на формирование личности, гражданина и патриота также оказывает спортивная деятельность, объединяя и сближая народы, развивая межличностные отношения, прививая любовь и преданность к своей стране.
Важную роль в развитии нашего государства сыграло казачество. История казачества — это одна из ярких страниц нашей общей, большой книги истории. Особое внимание хочется обратить на воинскую культуру казаков. Из–за сложных природных, социальных, политических условий донские казаки в свое время выработали ряд механизмов для подготовки и воспитания молодых воинов, готовых к служению Отечеству, что случит весомым примером, основой не только для формирования и воспитания нашего молодого поколения, но и для физического совершенства.
Эталоном воинской культуры казаков считают шермиции. Сегодня шермиции развиваются как этноспорт донских казаков, а также потомков старого казачества Дона, Кубани, Урала и Терека. Этот вид национальных игр донских казаков включает в себя состязания с оружием, воинские упражнения на праздниках, различные виды борьбы. На мероприятиях такого рода проверяются не только знания холодного оружия, но и знания родовых корней, обычаев и обрядов казаков, также участникам нужно продемонстрировать умение танцевать и играть казачьи песни. Такой вид игр, как шермиции, помогает сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков. Праздник шермиций, на которые приезжают представители различных национальностей и других этнических групп казаков, являет пример культурного общения, толерантности и взаимообогащения народов. [3, с.15] Таким образом, применение различных видов национальных игр, в частности мероприятий, основанных на традициях казачества, определяет не только созидательную, но и воспитательную, коммуникативную, зрелищно-эстетическую функции спорта, поэтому в нашей стране сохранение и развитие казачества является одной из главных задач патриотического воспитания, формирования российской гражданской идентичности, духовно-нравственного воспитания, межкультурных коммуникаций.
В рамках программы рекомендуется проведение таких мероприятий, как: квесты-экскурсии, спортивно-игровые квесты по определенной тематике, где участники должны проявить смекалку, логику, эрудицию, ловкость, спортивные навыки при решении непростых задач. Суть таких квестов заключается поддержании физической подготовки участников, выносливости, в духовном воспитании, в развитии творческого подхода к решению сложных задач.
В основе методов решения проблемы лежит комплексный подход, вследствие чего происходит воздействии на все сферы сознания личности – познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную. Создание целостной системы ориентаций на здоровый образ жизни; эмоциональное, интеллектуальное, духовное, социальное самочувствие – ожидаемый результат. Кроме того, популяризация различных видов национальных игр, в частности мероприятий, основанных на традициях казачества, будет способствовать формированию мировоззренческих взглядов подрастающего поколения, повышению уровня патриотического воспитания, физического совершенства, а изучение истории Донского казачества приобщит к традициям богатого и уникального Юга России.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФУНДАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Программа мероприятий Проекта включает 3 уровня:
1 уровень – дискуссионный. Проводится в форме групповой беседы, где участники знакомятся между собой, рассказывают о целях своего участия, о родовых корнях, традициях Донского казачества. Также предполагается проведение анкетирования с целью определения уровня заинтересованности участников в игровых мероприятиях такого рода.
2 уровень – спортивно-оздоровительный, интеллектуальный. Включает в себя спортивный квест «Где казак, там и слава», который в свою очередь, разделен еще на 6 частей. Квест содержит в себе задания (либо викторину, либо игру) по определенной тематике, где участники должны проявить смекалку, логику, эрудицию, ловкость, спортивные навыки при решении непростых задач. Суть спортивного квеста заключается поддержании физической подготовки участников, выносливости, в духовном воспитании, в развитии творческого подхода к решению сложных задач. Правильное выполнение каждой из таких частей дает ключ к следующим заданиям, тем самым приближая участников к финалу.
СПОРТИВНЫЙ КВЕСТ «ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА»
Традиционные шермиции Спортивный квест
1 часть
Дисциплина «Кулачки» Викторина «кулáчки»
«Кулачки» — исторически сложившаяся у донских казаков форма состязаний в виде кулачного поединка. Вопрос 1. Первая посадка на коня — это старый казачий обычай. Посадит отец казачонка на коня и смотрит: свалится или заплачет — горька его судьбинушка, а как схватится за гриву —
a) Из всех боев живым выйдет;
б) Красивым будет;
в) Будет хорошо петь и танцевать;
г) Исполнятся все его желания.

Вопрос 2. Мальчиков у донских казаков воспитывали как:
a) Защитников родного Дона и матушки России;
б) Талантливых музыкантов и поэтов;
в) Спортсменов;
г) Веселых станичников.

Вопрос 3. Являются ли Кондратий Булавин, Степан Разин, Василий Ус, Емельян Пугачев, Иван Болотников казаками-представителями народных выступлений?
а) да
б) нет

Вопрос 4. Казаки любили, гордились и бережно относились к своему оружию. Оружие в доме вешали на почетное место. Традиционным казачьим оружием были:
a) Сабля (шашка);
б) Автомат;
в) Копье;
г) Бластер.

Вопрос 5. (свободный ответ) В чем сущность казака?
2 часть
Дисциплина «Стрельба из лука» «Дартс»
Исторически сложившаяся у донских казаков дисциплина, которая проводилась в конном и пешем порядке поражения мишени, которая находилась на определенной дистанции. Один из популярных видов игр, заключающий в точном попадании в цель дротиком. В нашем случае составляются команды по 5-7 человек, которые соревнуются на время между собой. Команда, затратившая наименьшее количество времени и наиболее точно попавшая в цели, становится победителем данного этапа.

3 часть
«Гонки на каюках» «Быстрее ветра вперед лети»
Традиционные гонки на каюках, восходящие к гонкам казаков Нижнего Дона, это гонки, когда по сигналу колокола казаки устремлялись на реку в борьбе за уловные места. Преодоление дистанции на скорость с передачей эстафеты.
4 часть
Дисциплина фехтование на «шашках» «Фехтование на «шашках»»
— исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки (в играх и при обучении настоящая шашка заменялась палкой или удары наносились плашмя, или клинки оборачивались острой стороной назад и бой велся обухом шашки). Игра в шахматы
5 часть
Рубрика: продолжи «пословицы и поговорки о казаках»
1. Кто пули боится, тот… (в казаки не годится).
2. Где враг, там… (и казак).
3. Казак скорей умрёт, чем … (с родной земли уйдёт).
4. Казак без коня — что… (солдат без ружья).
5. Стой за правду горою, тогда… (и люди за тобою).
6 частей
Дисциплина «Айданы» «Айданы» — мяч в цель
Традиционная игра донских казаков, известная многим степным народам, как игра с маленькими плоскими костями из колена задней ноги барана. Крупной костью или отлитым из свинца байбаком, необходимо выбить стоящие на кону айданчики за границу очерченного пространства (круга или квадрата). Игра на меткость, ловкость, скорость.

3 уровень – заключительный. Подведение итогов, объявление победителей. Оценка результатов проведенного мероприятия, направленного на патриотическое, физическое воспитание.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФУНДАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
И КОНТРОЛЬ ЭТАПОВ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Кадровое обеспечение: студенческий актив, волонтеры, инициативная группа, члены профсоюзной организации РГЭУ (РИНХ).
Координатором проекта является Инициативная группа создателей проекта и, следовательно:
 организует план мероприятий;
 уточняет механизм реализации проекта;
 вносит изменения в состав исполнителей.

А также при необходимости готовит:
 предложения о корректировке сроков реализации проекта и перечня программных мероприятий в рамках времени реализации, обусловленным проектом;
 готовит и представляет на рассмотрение администрации Университета сведения о результатах осуществления проекта;
 готовит отчеты о ходе работ по проекту по итогам каждого этапа;
 готовит предложения о корректировке, в случае необходимости, сроков реализации проекта

Руководство инициативной группы Проекта осуществляет:
 оценку достижения основных показателей проекта, эффективности
результатов его реализации;
 организацию текущего контроля реализации мероприятий;
 содействует исполнителям и участникам проекта в разработке и реализации механизмов взаимодействий при осуществлении мероприятий проекта.

А также, руководство инициативной группы Проекта осуществляет
 координацию информационного освещения реализации проекта, в том числе размещение в сети Интернет;
 осуществляет информирование о ходе реализации проекта, предстоящих
мероприятиях проекта в образовательном пространстве Университета;
 информирование об оценке достижения показателей.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФУНДАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

В результате реализации этого проекта следует ожидать повышение уровня патриотического воспитания подрастающего поколения, физического совершенства, также предполагается:
1. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
2. Развитие творческой активности.
3. Сохранение и укрепление общей физической подготовки, здоровья студентов.
В основе реализации проекта лежит комплексный подход, вследствие чего происходит воздействии на все сферы сознания личности – познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную. Создание целостной системы ориентаций на здоровый образ жизни; эмоциональное, интеллектуальное, духовное, социальное самочувствие – ожидаемый результат осуществления данного проекта. Кроме того, популяризация различных видов национальных игр, в частности мероприятий, основанных на традициях казачества, будет способствовать формированию мировоззренческих взглядов подрастающего поколения, повышению уровня патриотического воспитания, физического совершенства, а изучение истории Донского казачества приобщит к традициям богатого и уникального Юга России.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

№ Показатели Методические подходы к сбору и расчетам
1. Эффективность работы по
реализации проекта ЭФ вол = Ч вол /ОЧ студ,
где Ч вол — Количество человек, привлеченных к участию в реализации проекта
ОЧ студ — Общее количество студентов очной формы обучения в университете
2. Активность работы инициативной группы Проекта АК вол = КВ фг / КВ пг,
где КВ фг — Количество этапов мероприятий за
фактический год,
КВ пг — Количество этапов мероприятий за
прошедший год
3. Эффективность работы
инициативной группы Проекта ЭФ пед = КП фг /КП пг,
Где КП фг — Количество студентов,
участвующих в реализации Проекта за фактический год,
КП пг Количество студентов, участвующих в реализации Проекта за
прошедший год
4. Эффективности работы студенческих СМИ по освещению проекта ЭФ сми = КЧ фг /КЧ пг,
Где КЧ фг – количество читателей студенческих СМИ в фактическом году,
КЧ пг – количество читателей студенческих СМИ в прошедшем году

Реальную эффективность реализации проекта позволят оценить результаты мониторинга, проведение которого планируется по окончании осуществления проекта (2018 год).

Литература:
1. Историко-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. — http://obrkonkurs.ru/istoriko-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-problemyi-i-perspektivyi/
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 года о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Физическая культура в школе. – 2006. – № 5. – С. 2-6.
3. Викулов В.Н. Методическая разработка «Шермиции – национальный вид спорта донских казаков» (для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей)/ В.Н. Викулов. – г. Новочеркасск, 2015г. – 15 с.
4. Правительство Российской Федерации. Постановление от 30 декабря 2015 года №1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 13 октября 2017 года) — http://docs.cntd.ru/document/420327349
5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
6. Енина Г.В., Козлова Е.В. Патриотическое воспитание молодёжи на занятиях по физической культуре. http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/697/enina_g_v_kozlova_e_v_patrioticheskoe_vospitanie_molodyezhi_na_zanyatiyakh_po_fizicheskoy_kulture.pdf
7. Астапенко М. П. История и традиции Донских казаков — Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2011.
8. Алиев М.Н. Физическая культура и спорт как средства военно-патриотического воспитания учащейся молодежи // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности : материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2003. – С. 354-359.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 5 =

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"