жемчужина цимлянской земли

Проект «Жемчужина цимлянской земли»
Социокультурный проект «Жемчужина цимлянской земли» — это знакомство с храмом Святого Великомученика Георгия Победоносца, который расположен в хуторе Карповском Цимлянского района, Ростовской области. Этот проект обобщает огромный историко-краеведческий материал, архивные документы, исследовательскую работу учащихся. Мы решили рассказать о памятнике архитектуры начала 20 века с целью привлечь внимание к проблемам его сохранения. Сегодня необходимо привлекать внимание обучающихся к современным культурным процессам. Через любовь к своей малой родине, донскому краю, воспитывать у учащихся гражданские качества, чувство патриотизма.
Цель:
Приобщение подрастающего поколения к народной культуре.

Задачи
1.Изучить литературные источники, интернет ресурсы, позволяющие проследить историю развития храмового зодчества на Дону;

2.Познакомиться с историей строительства храма Георгия Победоносца.

3.Выявить проблемы сохранения памятника архитектуры начала 20 века.

4. Воспитывать уважения к религиозным и национальным традициям своего народа;
5. Приобщать учащихся к культурным ценностям, расширять кругозор;
6.Пробуждатьгражданские и патриотические чувства у учащихся.
Целевая аудитория
Проект представляет собой комплекс творческих дел, разовых мероприятий, акций, направленных на реализацию задач гражданского и патриотического воспитания в школе. Проект нацелен на создание условий для развития социальной активности школьников, а также развитие волонтерских качеств, воспитание культуры общения с людьми пожилого возраста. Комплекс планируемых мероприятий привлечет учащихся к социально-значимым инициативам.

Участники реализации проекта
— педагог – руководитель;
— учащиеся 10-11 классов МБОУ Калининской СОШ;
— родители, учителя;
— государственные, общественные организации.
Социально – педагогическое пространство школы
— МБУ ДО ЦВР, детское объединение «Юный краевед»
— Администрация МБОУ Калининской СОШ
— Сельская и школьная библиотеки
— Совет ветеранов станицы Калининской и Новоцимлянской.

Автор и исполнители проекта «Жемчужина цимлянской земли»

№ Ф.И.О. Должность по инновационному проекту Перечень работ, выполняемых в рамках инновационного проекта Образование, опыт работы
1. Изместьева Валентина Геннадьевна Руководитель проекта Сбор информации, систематизация материала, обобщение, представление конкурсных материалов Высшее, ТГПИ, стаж 30 лет
2. Пашкевич Виктория исследователь Сбор информации, проведение экскурсий, предоставление материалов. учащаяся 11 класса
3. Шишков Иван Андреевич фотокорреспондент Сбор информации, составление фотогаллереи учащийся 11 класса
4. Гордеева Яна Викторовна краевед Сбор информации, работа с периодической печатью, представление работ. учащаяся 11 класса
5. Пономаренко Маргарита краевед, исследователь Сбор информации, обобщение материала. учащаяся 11 класса
6. Забазнова Стелла Станиславовна исследователь, пресс-секретарь Сбор информации, обработка и систематизация материала, представление работ учащаяся 10 класса

Срок реализации проекта 1 год

Площадка для реализации проекта МБОУ Калининская СОШ,
школьный музей.

Ожидаемый результат
Через систему поисково-краеведческой работы школа предполагает:
1.Воспитать чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, трудовой и учебной сферах жизни.
2.Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении истории своего края, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и делать самостоятельные выводы.
3. Систематически вести поисково-исследовательскую работу по изучению культурного наследия своего края.
4. Воспитать чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину.
5. Создание экспозиции в школьном музее, посвященной храму Святого Великомученика Георгия Победоносца, который расположен в хуторе Карповском Цимлянского района, Ростовской области.

Направления деятельности
1. «История храма – летопись народная». История храмового зодчества на Дону.
2. «Неразгаданные тайны Цимлы». Строительство Храма Георгия Победоносца в хуторе Карповском Цимлянского района, Ростовской области.
3. «Разрушение святыни» — история храма в период 30-х годов 20 века.
4. «Годы Великой Отечественной войны…» — возрождение духовной жизни.
5. «Храм просит нашей помощи», – проблемы сохранения уникального архитектурного сооружения.

Актуальность проблемы
Физическое состояние многих памятников истории и культуры России, находящихся под охраной государства, продолжает ухудшаться. Памятники архитектуры России составляют весомую долю в культурном наследии страны, вносят неоценимый вклад в её развитие, что предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.К сожалению, подрастающее поколение во многом утратило интерес к своему национальному прошлому. А ведь без прошлого нет будущего. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры. Сегодня важно восстановить естественный процесс сохранения и передачи национальных ценностей.

Основные понятия
Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Гражданское воспитание – воспитание политической и правовой культуры, формирование активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности.
Форма реализации проекта
— коллективная
— групповая
— индивидуальная

Механизм осуществления проекта
Социологический опрос
1 вопрос — Знаете ли вы о существовании храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в хуторе Карповском Цимлянского района?

2 вопрос- Посещали ли вы когда-нибудь этот храм?

3 вопрос — Вы хотели бы узнать его историю?

Календарный план по реализации проекта«Жемчужина цимлянской земли»

№ Мероприятия Срок исполнения Исполнитель Достигнутые результаты
1. Встреча с настоятельницей храма Георгия Победоносца октябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов Экскурсия в храм.
Сбор информации.
2. Встреча с краеведом-любителем станицы Новоцимлянской А. Константиновым. октябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов Сбор информации по истории строительства храма.
3. Работа с архивными документами, литературными источниками. октябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов Сбор информации.
4. Работа с периодическими изданиями. октябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов. Оформление результатов исследовательской работы.
5. Встречи на дому со старожилами ноябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов. Запись воспоминаний
6. Соц. опрос учителей и учащихся, жителей станицы ноябрь Учащиеся 10-11 классов. Составление диаграмм
7. Распределение информации по направлениям проекта ноябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов. Оформление материала
8. Подготовка текстового материала. ноябрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов. Создание текстового материала проекта
9. Участие в 1 этапе Культурологического марафона «Культурное наследие Юга России» ноябрь-декабрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов.
10. Презентация проекта декабрь Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов
11. Создание экспозиции в школьном музее, посвященной храму Святого Великомученика Георгия Победоносца. март Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов
12. Проведение заочных экскурсий для родителей и учащихся. март Учитель Изместьева В.
Пашкевич В.ученица 11 класса
13. Организация экскурсионной поездки к месту расположения храма Святого Великомученика Георгия Победоносца. апрель — май Учитель Изместьева В. Г., учащиеся 10-11 классов

Описание проекта
«Русский человек –
это православный человек».
Ф. М. Достоевский
1. «История храма – летопись народная».
Архитектура – самое яркое свидетельство культурного, экономического и социального развития. Любое строительство храма – это благо для всех, для всех во благо. Храм – освещение и очищение самой земли. Одни в нём видят веру, другие красоту, третьи – историю.
Многие положительные качества выделяли и возвышали казаков среди другого населения. Это отразилось в храмовом зодчестве.
Вплоть до 18 века на Дону строились только часовни (разборные восьмигранники, они практически не сохранились).
В 1716 году в Старочеркасской построен Вознесенский Собор, в 1744 году открывается Преображенская ратная церковь.
В начале 19 века идёт бурное строительство храмов на Дону, в том числе в хуторах и станицах Цимлянского района:
— 1839 год. Николаевская церковь Цимлянской станицы;
— 1887 год. Вознесенская церковь в хуторе Чувильдееве Филипповской станицы.
-1876 год. Церковь хутора Старо-Баклановского Казанской иконы Божией матери;
— 1904 год. Успенская церковь хутора Хорошего;
— Богоявленская церковь Кумшатской станицы;
-1901 год. Николаевская церковь станицы Маркинской;
— 1859 год. Рождество – Богородицкая церковь в хуторе Чекалове;
— 1867 год. Михайло-Архангельская церковь станицы Терновской;
-1830 год. Троицкая церковь Станицы Филипповской;
— 1912(14) год. Храм Георгия Победоносца хутора Карповского.
С 1929 по 1941 годы 90% храмов закрыты, некоторые из них открылись в 1942 году.
2. «Неразгаданные тайны Цимлы»
В настоящее время историки и краеведы проявляют интерес к истории монолитного моста через некогда полноводную, буйную речку Кумшачку. В это же самое время была построена уникальная литая церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца в хуторе Карповском Новоцимлянского сельского поселения. Эти архитектурные сооружения возведены накануне первой мировой войны. При этом использовались уникальные технологии. Интересно, откуда у казаков в те далёкие времена появились специалисты, владеющие технологиями, актуальными даже сегодня. Зачем в казачьей далёкой глубинке были построены эти изысканные строения?
О возникновении Свято-Георгиевского храма ходила такая молва. Бушев, начальник почтовой станции на тракте Ростов — Царицын, добился ассигнований на строительство моста через реку Кумшак, добротного, железобетонного (вместо сносимых паводками деревянных), и за работу взялись итальянские инженеры Роберто Ферреро и Лучано Родари, — наши мастера в провинции этой технологии тогда не знали. А казаки хутора Карпова договорились с итальянцами о строительстве храма в их хуторе. Поистине диковина! — где ещё можно увидеть дореволюционный храм из железобетона? На Юге России такого точно нет. В свое время сотрудник реставрационно-строительного отдела Ростовской епархии Н. Д. Атаманов сказал о нем: «Единый, литой храм – это самый настоящий храм-монолит. Такого на всем Дону не сыщешь. А строили-то его в начале века, в глубинке, — по совершенной, скажем так, технологии». Ростовский архитектор Виктор Серафимович Алексеев подтвердил, что Свято-Георгиевская церковь в хуторе Карповском Цимлянского района — уникальное инженерное сооружение. Построена она на высоком техническом уровне!
Хутор Карповский – маленькая капелька Цимлы, где в оставшихся, покосившихся домиках проживают чуть более ста человек, в основном преклонного возраста. Школьный автобус привозит из новоцимлянской школы всего несколько ребятишек после занятий. Они, с большими ранцами за плечами, по колеям малоезженых дорог расходятся по своим домам.
О том, что на этом месте когда-то существовал большой хутор, свидетельствуют архивные материалы. Был он до революции богатым, и в советские времена не бедствовал; да только в послевоенные годы люди стали отсюда потихоньку разъезжаться. Нынче же совсем малолюден и тих. Работать негде (действует, правда, маленькая сельскохозяйственная бригада), будущего у хутора нет. Повсюду глушь и запустение, лишь редкие следы присутствия людей. Неширокая речка Россошь, украшает пейзаж с приходом весны, у самого берега плакучие ивы склоняют свои ветки над водой. Конечно, похожих хуторов огромное множество по всей России. И всё-таки Карповский кажется единственным и неповторимым.
Природную красоту на ровной хуторской поляне дополняет церковь, стоящая в полынном поле – ладная, невысокая, будто составленная из отдельных элементов. Нет никаких особых внешних эффектов, только идеальное соблюдение пропорций. Неповторимая сдержанность во всём. И неброская красота. «Двухъярусная колокольня в одной связи с центральным кубом основного храма, два придела, стройный куполок, высокие и узкие удлинённые окна, пристально глядящие на поле, всё — энергичное, живое и немного удивительное в этом пустынном месте». Она единственная, оставшаяся из 27 храмов дореволюционной постройки Цимлянского района, многие из них были разрушены при строительстве Цимлянского водохранилища. Хутор Карпов не затронуло переселение. Храм-ветеран, как его шутливо называют хуторяне, с уникальными стенами, куполами и сводами стоит на донской земле более ста лет, весной у его подножья зацветает великолепный зелёный ковёр.
Как показывают архивные справки, до возведения литого храма Георгия Победоносца итальянскими мастерами, с 1908 по 1911 год, в хуторе было построено две деревянные церкви на бетонном фундаменте, которые впоследствии уничтожил пожар. Одна из них сгорела дотла, другую удалось затушить, но богослужение в ней было уже невозможно.
Строительство храма Георгия Победоносца было начато весной 1914 года. Строился «всем миром», хуторяне неоднократно вносили пожертвования на строительство, что отмечено в специальной книге для сбора пожертвований на территории Новочеркасской Епархии. Для строительства церкви Георгия Победоносца жители Карповского жертвовали не только деньги и зерно, но и живность из своих подворий. Церкви срочно нужны были деньги на цинковые листы для крыши, колокола, иконостас. Богатые карповцы сразу вносили деньги в казну. Известно, что по 100 рублей в начале строительства пожертвовали урядник С. П. Бурмистров, казаки И. Васильев и К. Сазонов. По пятьдесят – вдова Е. Иванова, К. Г. Маркин и Ф. Агафонов. Два рубля сдала Д. Маркина. Ещё 36 хуторян заложили свои посевы пшеницы.
Дела по сбору средств и строительству храма у карповских казаков спорились, но у архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия были сомнения, «что число прихожан в хуторе будет недостаточно к составлению прихода» для такой большой церкви. В карповском тогда насчитывались чуть более двухсот человек мужского пола. Карповцам удалось убедить благочинного в том, что население хутора будет расти за счёт переселенцев из Филипповской станицы, окончательно засыпанной песком. А в приход карповского храма войдут жители близлежащих хуторов Чекамасьева и Черкасского, станицы Есауловской. Высокопреосвещеннейший архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий и наказной атаман Войска Донского все бумаги подписали и будущая церковь-красавица, которую казаки уже называли «заморским чудом» скоро взметнётся ввысь.
Сделав из леса сложный проект Карповской святыни со всеми её архитектурными особенностями: церковь с узковатыми оконными пролётами, необычными подкупольными основаниями, оригинальными сводами и алтарём, инженеры приступили к работе. Это было что-то особое, гармоничное, величественное, русское по духу. Итальянцы хорошо понимали, что храм ими будет возведён для богослужения под звуки медных колоколов этих православных, трудолюбивых и хлебосольных людей. Инженеры, ограниченные техническими возможностями, сожалели о том, что не смогли претворить в жизнь все свои творческие идеи при строительстве храма. Но им удалось оставить о себе добрую память в сердцах казаков, на донской земле.
По просёлочным дорогам грохотали подводы с лесом, цементом и арматурой, двигаясь в сторону хутора Карповского. Недостатка рабочей силы не было. Узнав о высоких заработках, жители близлежащих станиц и хуторов двинулись на стройку Карповской святыни. Итальянские мастера отдавали предпочтение тем рабочим, которые работали на строительстве Бушевсого моста и в совершенстве владели всеми приёмами изготовления бетонных растворов, литья бетона, установления опалубки и оснастки. Работы по возведению церкви велись быстро. Издалека стройка напоминала пчелиный улей. Люди копали, пилили, строгали, стучали молотками и топорами. Здесь же приёмщики собирали куриные яйца, придающие особые свойства бетонному раствору. Почти за полгода храм был построен и 9 декабря 1914 года (на осеннего Георгия) освящён. По словам старожилов, росписи стен поражали красотой. Службы велись каждый день, пели на два клироса. Прихожан было много, особенно – в дни престольных праздников 3 мая и 9 декабря (по народному стилю). Люди приезжали из всех хуторов, жили целую неделю. Проводились ярмарки с качелями и каруселями. Церковь долгое время была не только религиозным, но и культурным центром. Её обряды — часть духовной жизни народа, пронесённой через века.

3.«Разрушение святыни»
Церковь прослужила вплоть до 30-х годов, до того времени, когда стали проводить коллективизацию. В 1932 году храм закрыли, ценности вывезли, в райисполком пришли машины из Ростова с распоряжением облисполкома о снятии с крыши храма всего наличия цинковых листов: погрузили имущество церковное, сбросили с колокольни колокол и уехали. Колокол лежал некоторое время, т. к. был очень тяжёлый и большой, а потом и он исчез. Староста храма Нина Андреевна Квитницкая. рассказала нам, что всего несколько лет назад, недалеко от церкви, в земле, была найдена сердцевина колокола, сейчас она хранится в храме, а колокол, к сожалению, не удалось найти.
Каким стал храм после этого разграбления, можно себе представить: порушен алтарь, нет ступенек, дыры в тонких двойных стенах, обнажились железные стержни, покрытые ржавчиной. Остались невредимыми угловые блоки, да добротно вылепленные своды.

4. «Годы Великой Отечественной войны…»
С июля 1942 года по январь 1943 года в хуторе стояли немцы и румыны, с ними был православный священник. Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца открылся для прихожан. Священник служил службы, крестил хуторских детей, отпевал усопших.
Когда Красная Армия освобождала хутор, был взорван алтарь и расстрелян священник. Нина Андреевна Квитницкая. показала место, где это произошло, одна из стен внутри храма изрешечена пулями. Священника похоронили жители хутора прямо под стеной святыни с южной стороны, возле правого клироса. Впоследствии храм много лет использовали как зернохранилище колхоза «Красный боец»; роспись содрали, замазали, побелили. Окна и двери были убраны.
В 90-е годы, когда попытались «подлить фундамент», рабочие случайно раскопали могилу священника – кости нетленные. Значит, большие заслуги имел перед Господом. И могилу снова закопали.
5.«Храм просит нашей помощи»
О том, как обстояли дела в Карповском приходе, нам рассказала его староста Нина Андреевна Квитницкая. В начале 90-х годов бывший настоятель Цимлянского Свято-Никольского храма о.Богдан стал совершать миссионерское служение: крестил, отпевал, занимался просвещением. В 1991 году группа активистов из местных жителей взялась за восстановление храма. В апреле того года состоялся сход граждан Новоцимлянского сельского совета, на котором был избран Церковный Совет. Зимой 1992 года отдел Юстиции РО зарегистрировал Приход.
В 1994 году иерей Александр (Колдоркин), бывший в то время настоятель храма св. ап. Петра и Павла (г. Волгодонск), с помощью своих прихожан начал восстанавливать разрушенный храм. Был полностью восстановлен алтарь и, чтобы народ смог быстрее прийти в храм, был куплен деревянный храм и вмонтирован внутри основного здания.
Иконы здесь и новые, и очень старые: поблёкшая «Троеручица» в ржавом окладе; из новых сразу обращала на себя внимание радостная, мягких тонов вышивка «Умиление». Нина Андреевна поведала нам о том, что в храме происходят чудеса, икона «Знамение» мироточит, значит храм исполнен благодати.
По совету о.Богдана, иерей Александр решает на территории Свято-Георгиевского храма открыть женскую общину. В январе 1995 года, по благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона, эта община была создана. Главной сестрой была назначена послушница Елисавета. В одной из усадеб была устроена часовня для исполнения молебственного правила будущими инокинями. В то время их было 6 человек, и все они впоследствии были пострижены по монашескому чину. Часовню освятил о. Николай, благочинный Семикаракорского округа, присутствовало 6 священников, собралось много верующих людей из Близлежащих станиц и хуторов, Цимлянска, Волгодонска. Но своего священника, который был бы и духовником этих сестёр, не было, насельницы разъехались по другим монастырям.
Потребность в духовной жизни, в совершении богослужений у людей не ослабевала. Прихожане любили и тянулись к этому месту, каждое воскресенье, собираясь в храме. Псаломщиком была Нина Андреевна Квитницкая. Ее супруг был алтарщиком. помогал ей читать, следить за порядком в храме.
С тех пор прошло 14 лет. Сменялись Главы Администрации, все обещали начать восстановительные работы в храме, но дальше обещаний дело не шло…
Однажды храм посетил Глава района Геннадий Анатольевич Климов, глава Цимлянского района. Его душу затронуло пение десяти старушек, он пообещал начать восстанавливать храм, с целью предупреждения его дальнейшего разрушения. В первую очередь храм был укрыт новой надежной кровлей. Долгие годы ждали такой радости прихожане и гости Свято-Георгиевского храма. Затем были начаты работы по планировке территории вокруг храма, планировалось, также строительство отмостки вокруг здания, установка ограждения, были заказаны рамы на окна.
Со слов старосты храма, в 2002 году администрацией Цимлянска было принято решение провести подготовительные работы по восстановлению Свято-Георгиевского храма, но ростовский комитет по охране памятников дал указание: прекратить все работы.
Когда-то этот храм был гордостью прихожан и отличался величавостью, оригинальностью, гармоничностью. Здесь совершалась молитва. Каждое богослужение действовало на человека звоном колоколов, сладкозвучным чтением писаний, горением свечей, кадильным фимиамом. Богатейший иконостас, старинные иконы.… Зайдя в храм, люди чувствовали трепет перед Богом. Молитва была настоящим призывом к справедливости, добру, миру и согласию внутри себя. В храме совершались тайны обрядов венчания, крещения, здесь отпевали хуторян, уходящих в мир иной. Храм Георгия Победоносца – наша память об итальянских мастерах, построивших его, наша память о православных предках, почитавших эту уникальную красоту. Многое храм повидал на своём веку: революцию, гражданскую войну, вместе с хуторянами пережил месяцы немецкой оккупации. Церковь прошла немало невзгод и испытаний, но смогла устоять, благодаря своим прихожанам, которые, рискуя жизнями, спасли храм от окончательного разрушения, сняли и спрятали главный, почти полутонный колокол.
Сегодня столетний, разрушающийся храм Георгия-Победоносца открыт всем ветрам и прохожим. Часть уникальных стен, куполов и сводов, валяются на земле. Кажется, что глазницы узких оконных проёмов храма со скорбью глядят на хутор и на нас, равнодушных людей. Наши предки, во имя православной веры, ставя на цимлянской земле православные храмы, завещали их нам, сегодняшним потомкам. Когда-то прерванная духовная нить должна воссоединиться. Хочется надеяться, что когда-нибудь главный колокол будет найден и водружен на звонницу, звоном огласит красивые природные окрестности хутора Карповского. Едут сюда люди не только из Карповки, но и с Новоцимлянской, и Калининской станиц, Волгодонска и других мест. Жители молятся св. Георгию о возрождении храма и хутора.
Заключение
Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться — эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных.
Литература
1. Памятные книжки Войска Донского
2. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. М., 2000г.
3. Фёдоров Р.Ю. «Донская Атлантида», «Императорская Цимла».
4. Сивашов Н. Разгаданные тайны Цимлы // Придонье 10 декабря 2011 г., 6 января 2012 г., 24 марта 2012г.
Интернет-источники
http://georg-pobed-krp.cerkov.ru/
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=495
http://sobory.ru/article/?object=1311
Шеина Т. О чём рассказала фотография // Придонье 28 марта 2006 г.
Приложения
Участники проект

На подъезде к храму

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Макет храма Святого Великомученика Георгия Победоносца

Внутренний вид храма

Стены разрушающегося храма

Хуторяне молятся Георгию Победоносцу

Выступление на открытой научно – практической конференции Академии юных исследователей.
Город Волгодонск 6 февраля 2018 года

* Учащиеся 10-11 классов Калининской школы Шишков И., Пашкевич В., Забазнова С., Пономаренко М., Гордеева Я. под руководством учителя МХК В.Г. Изместьевой cтали победителями I этапа (заочного) межрегионального культурологического марафона «Культурное наследие Юга России».
* Таким образом, цимлянские школьники успешно прошли во II этап, который пройдёт в г. Ростове-на-Дону.
Поддержав инициативу института философии и социально – политических наук ЮФУ, учащиеся представили социокультурный проект «Жемчужина цимлянской земли», который включает комплекс творческих дел, разовых мероприятий, акций, направленных на реализацию задач гражданского и патриотического воспитания в школе.
Поздравляем ребят и учителя МХК В.Г. Изместьеву с победой!
* Отдел образования Администрации Цимлянского района
* http://интерцимла.рф/index.php/news/education/item/4195-shkolniki-kalininskoj-shkoly-pobediteli-mezhregionalnogo-kulturologicheskogo-marafona

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"