Литературный маршрут «По следам Донского сонета»

Лантратова Татьяна Васильевна
Елистархова Анастасия Леонидовна
Семёнова Алёна Геннадьевна

«ПО СЛЕДАМ ДОНСКОГО СОНЕТА»
(разработка литературно-туристического маршрута)

Россия, г. Зерноград,
Ростовская область,
ГБПОУ РО «ЗернПК»,

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРИЗМА, ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие и предмет маршрута и экскурсии 8
1.2 Методика разработки экскурсионного маршрута 14
1.3 Сущность, специфика, туристический потенциал 16
литературного туризма 16
1.4 Картирование ресурсов литературного туризма 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Встреча с директором Краеведческого музея Зерноградского района, руководителем 28
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Встреча с поэтом переводчиком А.Триандафилиди 29
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Встреча с учёными и методистами кафедры филологии ЮФУ Подковальниковой А.С и Архипенко Н.А 30
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Встреча с журналистом и старшим преподавателем кафедры журналистики ЮФУ Ходжаевым А.А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 32
Встреча с методистом высшей квалификационной категории ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ» Маслюковой Т.С. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Буклет с биографическими сведениями и картой маршрута «По следам Донского сонета» 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Литературная экскурсия «По следам Донского сонета» 34

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение и развитие экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности относят к последним десятилетиям XIX началу XX вв., хотя истоки экскурсионной работы сформировались намного раньше.
Экскурсионная работа возникла как самостоятельная профессия в XVIII-XIX вв. под влиянием развития транспорта, курортной индустрии и гостиничного бизнеса, прежде всего, в Западной Европе и в России. Мода на путешествия в XIX в. для привилегированных слоёв общества приобрела массовый характер.
Вот как об этом подробно повествует писатель XIX века, житель г. Таганрога, Н.В. Кукольник в своём произведении «Надинька» (орфография XIX века): «Он (Евгений) не был ещё в Париже, в Гамбурге и Лондоне. Три эти года он шатался по немецким минеральным водам, влю¬блялся беспрестанно, а зимою лечился от любви в Вене, Милане, а для окончательного излечения от всех любвей прошедших, Евгений решился провести третию зиму в Гамбурге, четвертую в Париже, пятую в Лондоне, и тог¬да уже, за истечением пятилетнего срока, как будто поневоле, возвратиться в Россию. План великолепный, но Евгений, если и не знал характера своего отца, то по крайней мере очень много о нём слышал и совершенно был уверен в действительности его угроз. Задумался Ев¬гений и, правду сказать, было о чем: как в одну зиму коротко познакомиться с тремя столицами европейских удовольствий и побывать в Неаполе, без чего не только умереть, но и воротиться в Россию было бы предосуди¬тельно. Да и в самом Риме он прожил только одну не¬дельку, не больше, почти ничего не видал, кроме Вати¬кана и Петропавловской Базилики, да мастерской Брюл¬лова».
Можно приводить ещё множество примеров из произведений русской классики, характеризующих туристические увлечения героев. И все эти примеры взяты из жизни.
По истечении какого-то времени именно мода продиктовала возникновение новой профессии «экскурсовод» и «экскурсовод-переводчик».
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
В рамках клуба «Истоки» и СНО «Первые шаги в науку», по итогам исследований на литературную тематику, нами была выдвинута идея создания литературного маршрута «По следам Донского сонета», поскольку материал, собранный за несколько лет, позволял расширить границы изучения, выйти за пределы колледжа, попробовав свои силы в создании подобного проекта.
Прежде всего, такая работа была важна для прохождения студентами фольклорной практики. Разработанный маршрут позволял, во-первых, — рассказать о студенческих исследованиях в этой области, во-вторых, — познакомить с литературными именами и достопримечательностями региона.
Теоретико-методологическую базу проекта составили исследовательские работы российских и зарубежных авторов, учебно-профессиональная и справочная литература, тесная работа с краеведческими музеями, многочисленные встречи с донскими поэтами и писателями.
Особый интерес занимают работы по литературному туризму, методам картирования. Например, статья А.В.Фирсовой «Литературный туризм, как продукт культурного картирования», в которой рассматривается практическое применение метода – картирования пространства в художественной литературе, или литературное картирование пространства, а литературное наследие рассматривается в статье как туристский ресурс территории и способствует развитию литературного туризма.
Актуальность проекта
На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашей области. В век технического прогресса мы всё реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, фольклорном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом Родины.
Поэтому мы решили разработать экскурсионный маршрут литературной тематики, который познакомит любителей литературы с донским сонетом, жанром, который многие называют «ушедшим», скорее всего, в силу своего сложного строения, требующего времени для его создания, долгого обдумывания и многочисленного перечитывания и редакции, пока не отточится до абсолюта сонетный стих.
Создание туристического маршрута, тем более литературной направленности, — явление креативное. Успех такому маршруту будет гарантирован, если экскурсовод хорошо информирован о литературной жизни Дона и отталкивается от того, что может вызвать интерес у людей, понимающих литературу.
Объектом исследования является экскурсия по литературной тематике.
Предметом исследования – приёмы создания экскурсии, отражающие историю сонета на донской земле.
Цель проекта — на основе анализа особенностей развития жанра сонета на Дону, разработать литературный маршрут «По следам Донского сонета».
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) изучить понятие, предмет и классификацию экскурсии;
2) рассмотреть понятие «литературный туризм», существующие на Дону экскурсии литературной тематики;
3) выделить особенности организации экскурсии по теме «Литературный Дон»;
4) разработать маршрут экскурсии, отражающей историю сонета на донской земле, используя материалы студенческих исследований.
5) познакомиться с творчеством Донских сонетистов, рассмотреть тематику написания их сонетов;
6) подготовить материалы для разработки буклета
Продукт проекта: буклет с биографическими сведениями и картой маршрута «По следам Донского сонета»
Основой написания работы послужили книги, статьи, монографии по литературному ттуризму, экскурсиям, материалы региональных и собственных исследований творчества поэтов — сонетистов Дона.
Этапы работы над проектом
№ Этап Сроки исполнения Продукт
1. Определение проблемы исследования сентябрь, 2016 Фотоматериал
Приложение 1
2. Знакомство с литературой по теме исследования сентябрь-октябрь,
2016
3. Определение методов исследования сентябрь-октябрь,
2016
4. Сбор и обработка материалов по теме «По следам Донского сонета» ноябрь, 2016
5. Встреча с учёными и методистами ЮФУ,встреча с поэтом переводчиком А.Триандафилиди, обработка материалов ноябрь, 2016 Фотоматериал
Приложение 3,4
6. Встреча с сотрудниками краеведческого музея г. Зернограда, обработка материалов ноябрь, 2016 Фотоматериал
Приложение 2
7,8 Встреча со специалистом по туризму, Маслюковой Т.А; встреча с с журналистом и старшим преподавателем кафедры журналистики ЮФУ Ходжаевым А.А. Март, 2017 Фотоматериал
Приложение 5, 6
9. Работа над введением и теоретической частью исследования декабрь 2016
10. Подведение итогов, заключение январь,2017
11. Оформление карточек с биографическими
сведениями к буклету «По следам Донского сонета» январь-февраль, 2017

март-апрель, 2017 Приложение 7
12. Составление литературного маршрута
13. Оформление и презентация работы

Теоретико-методологической основой исследования послужили принципы литературоведческого анализа, сочетающие системно-типологический и историко-литературный подходы. В работе использованы результаты смежных дисциплин: философии, краеведения, литературы и др. При освещении общетеоретических вопросов, анализа природы жанра мы опирались на научно-теоретические положения, выдвинутые в работах по теории литературы М.А. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Ю.Н. Тынянова, В.Е. Хализева, В.Е. Холшевникова, Е. Эткинда; исследования сонетологов: И.Р. Бехера, К.С. Герасимова, Л.П. Гроссмана, С.И. Кормилова; работы литературоведов и ученых А.С. Подковальниковой, Ольховской Е.В., донских преподавателей: Лантратовой Т.В., Р.В. Шкуренко и др.
Методы исследования:
Теоретические:
— анализ научной и методической литературы по теме исследования
Эмпирические:
— наблюдение,
— методы опроса,
— сравнение,
— тестирование,
— интервьюирование,
— беседа,
— изучение опыта.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРИЗМА, ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и предмет маршрута и экскурсии
Одно из определений понятия «туристский маршрут» гласит: «Туристский маршрут есть географически определённая, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».
Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т. д.) .
Туристический экскурсионный маршрут – это комплекс услуг, предоставляемых туристическими предприятиями гражданам (туристам). Это географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия. В любом случае, туры проводят по заранее намеченным маршрутам, которые имеют свою определенную продолжительность и цель.
Чаще, маршрут тура определяют заранее спланированной трассой передвижения туристов, в течение определенного периода времени, с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристических экскурсионных услуг. Маршрут – это путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Начальной и конечной точками служат пункты начала и окончания тура. Начало маршрута — место оказания туристу первой услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута – место оказания последней
Экскурсия — слово, произошедшее от латинского «excursio». В русском языке оно стало употребляться в XIX веке, означая «выбегание, военный набег», чуть позже — «вылазка, поездка». Следующие определения термина «экскурсия», представленные в хронологическом порядке, помогут понять изменение сущности понятия экскурсия и подведут к осознанию его современной трактовки.
Первое толкование термина было дано В. Далем в 1882 году: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр».
Как цитирует Большая Советская Энциклопедия, «экскурсия — один из видов массовой, культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…»
«Экскурсия (латин. excursio — вылазка) — коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью»
«Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода»
«Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними…
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещении предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.… В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче»
Из приведённых определений видно, что с течением времени происходило не просто изменение, а усложнение целей, задач, содержания и форм проведения экскурсий. Если изначально экскурсия могла быть простой прогулкой, во время которой осуществлялся поиск лечебных ягод и трав, то впоследствии во время экскурсий начали выявлять экспонаты для краеведческих музеев, повышать уровень знаний в различных отраслях.
Соответственно, изменились и цели, если вначале ставились только практические задачи, постепенно к ним добавились научные общеобразовательные, культурно воспитательные.
Приступая к исследованию понятия «литературный туризм» необходимо обратиться к термину «культурный туризм», сегментом которого собственно и является литературный туризм. Итак, культурный туризм – это социально-экономическое явление, отдых населения в путешествии вне постоянного места жительства с целью познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями истории, быта и достопримечательностями определенного города, страны или региона. Кроме того, культурный туризм – это туризм, базирующийся на изучении объектов культуры и искусства регионов, находящихся вне постоянного места жительства. Культурный туризм – это выезд граждан в другую местность с целью посещения достопримечательных в чем-то объектов (памятников культуры, музеев и т.д.) и приобретения дополнительных знаний по истории и культуре данной местности. Культурный туризм – это туристские поездки, основной целью которых является удовлетворение познавательно-культурных интересов.
Обращаясь к определению понятия «литературный туризм», становится понятно, что он является неотъемлемой частью культурного туризма, так как это вид культурного туризма, связанный с местами и событиями, описываемыми в литературных произведениях, а также с жизнью авторов этих произведений.
Одно из определений понятия «литературный туристский маршрут» гласит:
Литературный маршрут — это путешествие по местам жизни и творчества писателей, или одного писателя, или по местам, описанным в художественном (или документальном) произведении.
Данный вид туризма может включать следующие маршруты:
– следование по местам вымышленного героя произведения;
– посещение места действия произведения;
– следование по местам жизненного пути автора.
Литературный туризм, как явление широкое и разноплановое, имеет множество классификаций. Предлагаем уточнение наиболее существенных критериев – «уровень культурной составляющей», определяющий объем культурной составляющей в туристской деятельности отдельных категорий туристов и «тематика тура», основанный на характеристике турпродукта и теме предлагаемых туров, путем их объединения в рамках одной классификации.
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвёртая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».
Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов интерес к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Существует несколько разновидностей экскурсий: путевая, обзорная, тематическая и т.д.
Путь развития экскурсии идёт по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Цели Задачи Формы проведения
1 Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка
2 Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения
3 Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
4 Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
5 Культурно-просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
6 Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинён задаче раскрытия определённой темы. Экскурсовод передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

1.2 Методика разработки экскурсионного маршрута

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:
 установление нормируемых характеристик услуги;
 установление технологии процесса обслуживания туристов;
 разработка технологической документации;
 определение методов контроля качества;
 анализ проекта;
 представление проекта на утверждение.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия .
Разработка конкретного туристского маршрута — сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:
 исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
 маркетинг рынка на туристские услуги по данной
трассе маршрута;
 определение типа маршрута;
 построение эскизной модели маршрута;
 привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
 разработка схемы безопасности на маршруте;
 разработка паспорта маршрута; согласование паспорта с соответствующими службами;
 пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;
 утверждение паспорта маршрута.

1.3 Сущность, специфика, туристический потенциал
литературного туризма
Современный туризм можно дифференцировать на несколько видов (спортивный, курортный, экологический, многопрофильный и др.), в наши дни все больший размах и значение получает культурно-познавательный туризм, преследующий цели знакомства с культурно-историческим достоянием той или иной страны.
В этом отношении культурно-познавательный туризм как вид развивающегося досуга можно поставить в один ряд с посещением музеев, библиотек, осмотром местных достопримечательностей. Основным условием развития культурно-познавательного туризма является исторический и культурный потенциал той или иной страны, уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, а также бытовой комфорт проживания туристов. В число объектов культурно-познавательного туризма входят как культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), так и актуальная культура сегодняшнего дня (преимущественно художественная).

1.4 Картирование ресурсов литературного туризма

Картирование туристских ресурсов — метод проектирования основанный на принципе локально-пространственной ориентации туристских ресурсов. Систематизация туристских ресурсов литературного туризма удобно также производить по методу литературного картирования, значительно расширяет задачи литературного краеведения. Он учитывает все три аспекта взаимодействия литературного произведения и географического пространства и может определить:
1) «литературные места» территории;
2) возможные социально-культурные проекты на территории, связанные с репрезентацией литературных мест (фестивали, конференции, экскурсионный туризм);
3) качественные изменения социально-культурной среды: появление объектов туристской инфраструктуры вокруг литературных мест.
Описание литературных мест, предлагаемый нами, опирается на исследования Н.П. Анциферова, Г.М. Лаппо, В.Н. Топорова, В.Г. Щукина:
1) адрес писателя (дом, квартира, музей);
2) маршрут путешествий писателя;
3) «адрес» литературного героя;
4) «маршрут» литературного героя;
5) топография литературного города и микрогеография города-прототипа;
6) панорамный обзор – место, которое создает условия для наблюдения, способствует восприятию образа места;
7) «locus poesiae» – место «разыгрывания» литературного сюжета осмысления культурного ландшафта;
8) «литературное гнездо» – места социально-культурной жизни литературного сообщества: редакции литературных издательств, литературные кафе (салоны), дом писателя и др.;
9) прагматика литературного места (жизнь текста в социально-культурной практике: текст рекламы, текст путеводителя, текст литературной экскурсии; внетекстовые реалии: скульптура, памятник, туристская инфраструктура).
Таким образом, литературное наследие может выступать не только в качестве картографической информации (для выявления литературных мест), но и способствовать изменению культурно-рекреационной среды, обусловить появление новых объектов туристской инфраструктуры. Так, может быть реализовано картирование пространства художественной литературой
Подводя итоги первой главы исследования, мы изучили историю, развитие понятие, предмет и классификацию экскурсий.
Важным этапом в нашем исследовании стало глубокое и всестороннее изучение понятия «литературный туризм», поскольку эта информация поможет грамотно выстроить проект, рассмотреть особенности существующих на Дону экскурсий литературной тематики, их организацию.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА
На очередном заседании интеллектуально-творческого клуба «Истоки» было решено продолжить работу над культурологическим проектом под названием «Венок сонетов на Дону», расширив его новыми задачами – созданием литературного маршрута. [ПРИЛОЖЕНИЕ 1] Для сбора биографических сведений о Донских поэтах – сонетистах
мы организовали встречу с директором краеведческого музея, руководителем районного литературного клуба «Олимп», Бережной Любовью Иосифовной, которая представила целую галерею портретов донских сонетистов. Многие из них не раз были гостями клуба, принимали участие в организации интересных встреч с любителями поэзии. Это Владимир Рыжов, Евгений и Татьяна Кириченко, Александр Бурмистенков, Николай Скрёбов, Александр Триандафилиди и др. [ПРИЛОЖЕНИЕ 2] После изучения полученной информации мы решили лично встретиться с некоторыми Донскими поэтами – сонетистами.
Для знакомства с биографией и творчеством донского поэта, филолога и переводчика Александра Николаевича Триандафилиди, сотрудниками ЮФУ и студентами была организована встреча, на которой автор рассказал о себе и о работе над созданием венка сонетов и переводов. Кроме того некоторые произведения поэта мы отыскали в литературно-художественном журнале «Донское слово», «Ковчег» и т.д. [ПРИЛОЖЕНИЕ 3].
В ходе беседы, Александр Николаевич уделял внимание на тот факт, что в последние десятилетия сложились определенные условия, способствующие обращению к сонету как к жанру философской субъективно-психологической и любовной поэзии. Как в зрелой, так и в молодой поэзии данного периода можно отметить, во-первых, усиление личностного, обостренно субъективного начала, во-вторых, возрастающий интерес к личности, к общечеловеческим ценностям. Данная традиция жанра находит воплощение в творчестве донских поэтов И. Яворовской, Т. Кириченко, Н. Скрёбова. Встреча запомнилась надолго и была очень полезной для нас.
В процессе работы над проектом возник вопрос: « Существует ли вообще «литературный туризм» на Дону?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо было организовать встречу с учёными и методистами кафедры филологии ЮФУ Подковальниковой А.С. и Архипенко Н.А., которые могли бы нам подсказать о развитии литературной жизни региона. По словам А.Н. Подковальниковой, руководителя методическим объединением кафедры филологии ЮФУ, кандидата филологических наук, изучению не только сонета, но и литературы Дона, в частности, уделяется недостаточно внимания, как среди учёных так и среди методистов, учителей и студентов. [ПРИЛОЖЕНИЕ 4] Наталья Михайловна Архипенко помогла организовать встречу с журналистами, на очередном конкурсе «Первая строка», который проходил в Ростове — на- Дону. На наши вопросы отвечал известный журналист, старший преподаватель кафедры журналистики ЮФУ А.А. Ходжаев. Наши вопросы о востребованности литературного туризма ему понравились. Более того, он сказал, что именно пресса может быть двигателем подобных идей, конечно на уровне рекламы. «А это – большая, двигательная сила!» — сказал в завершении беседы журналист. [ПРИЛОЖЕНИЕ 5] Для того чтобы грамотно представить литературный экскурсионный маршрут существуют методики разработки путевой информации к экскурсии. Мы обратились к опыту методистов по туристической деятельности, литературному туризму. Это учебники Б.В. Емельянова, А.В. Бабкина и др. Об их опыте мы подробно рассказывали в теоретической части исследования. Кроме того была организована встреча с методистом высшей квалификационной категории ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ» Маслюковой Т.С. Татьяной Сергеевной, которая подробно рассказала нам, что подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершённой в том случае, если экскурсоводы хорошо знают свой маршрут, его теоретическую часть и культурологическую составляющую, когда подготовлены все необходимые документы. Перед нами перечень документации, необходимой для каждой темы:
-список литературы по теме;
-карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут;
-контрольный текст экскурсии;
-индивидуальные тексты экскурсоводов;
-схема (карта) маршрута;
-«портфель экскурсовода».
В список литературы по теме входят все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии.
Карточки (паспорта) объектов (карточки с именами писателей), включённых в маршрут входят сведения, характеризующие экскурсионный маршрут. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники.
Контрольный текст экскурсии – это подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов.
Индивидуальные тексты экскурсоводов входит материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий.
Схема (карта) маршрута — на отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам. [ПРИЛОЖЕНИЕ 6] «Портфель экскурсовода»- это папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы, другие наглядные пособия
Методическая разработка на тему — это рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам.
Таким образом, подводя итоги второй главы, необходимо отметить, что литературный туризм на Дону необходимо развивать. Начать можно с литературных объединений, которые имеются в каждой школе, районном центре и т.д. Именно там хорошо знают о литературной жизни региона.
В этой связи мы познакомились с творчеством Донских поэтов-сонетистов, рассмотрели тематику написания их сонетов;
Исходя из собранной информации, мы разработали маршрут экскурсии, отражающий историю сонета на Донской земле, используя материалы студенческих исследований.
Итогом нашего исследования стала подготовка материалов для разработки буклета с биографическими сведениями и картой маршрута «По следам Донского»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над созданием культурологического проекта, посвящённого литературному туризму и разработке литературного маршрута , была очень интересной, потому что помимо теоретических вопросов решались организационные задачи практической направленности.
Важным этапом в нашем исследовании стало глубокое и всестороннее изучение понятия «литературный туризм», поскольку эта информация поможет грамотно выстроить проект, рассмотреть особенности существующих на Дону экскурсий литературной тематики, их организацию.
Для решения практических задач, нам необходимо было встретиться с учёными и методистами кафедры филологии ЮФУ А.С Подковальниковой и Н.А Архипенко. Как отмечают учёные, изучению не только сонета, но и литературы Дона, в частности, уделяется недостаточно внимания.
Также нам удалось встретиться с известным журналистом, старшим преподавателем кафедры журналистики ЮФУ А.А. Ходжаевым , который отметил, что это очень хорошая идея пропагандировать литературный туризм и в качестве рекламы поможет журналистика.
Решая следующую задачу, нам необходимо было встретиться со специалистом по туризму, методисту высшей квалификационной категории ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ» Маслюковой Т.С. Она познакомила нас с существующими литературными маршрутами Дона, а также провела небольшой мастер-класс по составлению литературного маршрута.
Для сбора биографических сведений о Донских поэтах – сонетистах
мы организовали встречу с директором краеведческого музея, руководителем районного литературного клуба «Олимп», Бережной Любовью Иосифовной, которая представила целую галерею портретов донских сонетистов. Таким образом, мы решили ещё одну практическую задачу.
Собирание и обработка материалов проекта – один из самых важных шагов в реализации замысла. Эта работа потребовала много сил и времени, но в итоге принесла положительный результат. В общей сложности работа над проектом продолжалась восемь месяцев, была многосторонней, весьма познавательной. Мы выступали в роли журналистов, брали интервью, записывали важные компоненты и делали заметки по результатам встреч с интересными людьми Дона.
Создание карточек с биографическими сведениями к буклету «По следам Донского сонета» – важная составляющая проекта, поскольку собирание биографических сведений было одним из познавательных и трудоёмких процессов данного проекта.
Нам удалось достичь цели исследования, выполнить поставленные задачи, создать продукт проекта.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, культурно-просветительская задача решена, а продукт проекта — карточки с биографическими сведениями к буклету «По следам Донского сонета» ещё не раз выполнят свою почётную миссию
По завершению проекта нам удалось частично осуществить литературный маршрут, в котором приняли участие студенты нашего колледжа. В дальнейшем планируется организация литературной экскурсии по полному маршрутному пути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 462 с.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие, — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 196 с.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. — Издание 8-е, переработанное и дополненное. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник / Б.В. Емельянов. — 5-е изд. — М.: Советский спорт, 2004. — С. 17, 21-22).
4. Вольский В.В. Социально-экономическая география современного мира.2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2009. — 412с.
5. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для студентов вузов, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 255 с.
6. ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»,- СПб.: «Издательский дом Герда», 2010. — 512 с.
7. Гуляев, В.Г. Организация туристских перевозок / В.Г. Гуляев [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 512 с.
8. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие — М.: Нолидж — 2013. — 312 с.
9. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма: Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2011. — 632 с.
10. Кексель О.С. Техника и технология в социально-культурном сервисе и туризме:Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 197 с.
11. Ляпина И.Ю. Организация и технология туризма. — М.: ПрофОбрИздат, 2010. — 276 с.
12. Петухов В.И. Менеджмент в туризме: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса всех форм обучения / В.И. Петухов; филиал СГУТ и КД в г. Нижний Новгород — Нижний Новгород: типография «Принт ЕС», 2008. — 223 с.
13. Старова Н.В. Техника и технологии в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. — Астраханский государственный технический университет, 2006. — 163 с.
14. Profi.Travel — портал для профессионалов турбизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profi.travel/(дата обращения: 10.01.2017 г.)
15. «Тонкости туризма» — интернет-справочник практической информации для туристов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://tonkosti.ru/(дата обращения:11.01.2017 г.)
16. Толковый словарь русского языка / под руководством Д.Н. Ушакова. — М. Астрель, 2007. — С. 901.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Литературно-творческое объединение «ИСТОКИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Встреча с директором Краеведческого
музея Зерноградского района, руководителем
литературного клуба «Олимп»,
Бережной Любовью Иосифовной.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Встреча с поэтом переводчиком А.Триандафилиди

ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Встреча с учёными и методистами кафедры филологии ЮФУ

Подковальниковой А.С и Архипенко Н.А

ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Встреча с журналистом и старшим преподавателем кафедры журналистики ЮФУ Ходжаевым А.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Встреча с методистом высшей квалификационной
категории ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ» Маслюковой Т.С.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Буклет с биографическими сведениями и картой маршрута «По следам Донского сонета»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Литературная экскурсия «По следам Донского сонета»

МАРШРУТ ЭКСКУРСИЙ
«ПО СЛЕДАМ СОНЕТА»

Программа экскурсий

1-й ДЕНЬ (Г.ЗЕРНОГРАД): ВСТРЕЧА С ЛЮБИТЕЛЯМИ ПОЭЗИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ КЛУБЕ «ОЛИМП» ПРИ ЗЕРНОГРАДСКОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ.

Тема встречи: «Сонет сквозь эпоху времен»

1.Разговор о сонете (студенты Зерноградского педколледжа)
2.Чтение стихотворений и сонетов (члены клуба «Олимп»)
3. Беседа о Донском сонете

2-й ДЕНЬ (Г.ЗЕРНОГРАД-Г.РОСТОВ-НА-ДОНУ): ВСТРЕЧА В ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ С ПОЭТАМИ-СОНЕТИСТАМИ: А.ТРИАНДАФИЛИДИ,Е.И Т. КИРИЧЕНКО, И. ЯВОРОВСКАЯ.

Тема встречи: «Литературные клубы Ростова»

1.Круглый стол «Литературные клубы Ростова»
2.Экскурсия по залам публичной библиотеки
3. Чтение сонетов у фонтана в Зимнем саду

3-й ДЕНЬ (Г.ЗЕРНОГРАД – С. ЧАЛТЫРЬ) ВСТРЕЧА В ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА В ЛИТЕРАТУРНОЙ СТУДИИ ДОНСКИХ АРМЯН ИМЕНИ РАФАЭЛА ПАТКАНЯНА.

Тема встречи: «Армянская культура на Донской земле:
церкви, памятники литературы»

4 ДЕНЬ (Г.ЗЕРНОГРАД- МУЗЕЙ ТАНАИС)
Тема встречи: «Поэты Заозёрной школы»

5 ДЕНЬ (Г.ЗЕРНОГРАД – Г.ТАГАНРОГ) ВСТРЕЧА В УЧАСТНИКАМИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МУЗА»

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"