Война машин и экология

Обобщающий интегрированный урок-презентация проекта
«Война машин и экология»
педагога дополнительного образования , Свидрицкой Елены Сергеевны,
МБУ ДО «ЦРТДиЮ» города Новошахтинск, Ростовской области
«…Война — величайшее горе, в особенности в условиях современной военной техники».
Леонов Леонид
(Слайд 1)
Педагог: Здравствуйте, ребята (ожидаемый ответ детей). Сегодня, в день освобождения нашего города от фашистской нечисти, мы, конечно, будем говорить о войне. Но мы не будем рассматривать великие сражения, победы и поражения, а обратим внимание на географическую оболочку Земли. Тому, кто будет внимательным, тактичным и активным за каждый правильный ответ мои помощники будут выдавать жетоны. Что бы вам легче было отвечать на вопросы, ведите записи. И тогда по окончании конференции наиболее активных участников презентации ждут сюрпризы.
Начнём с главного: целей (слайд 2) и задач урока.
Общедидактическая цель: формирование представлений о влиянии антропогенной деятельности во время военных действий на физическое и химическое изменение биосферы, гидросферы, атмосферы.
Цель урока — презентация проекта:
— расширение и углубление изучения материала, знакомство с новыми сведениями за счет обращения к различным информационным источникам.
— рассмотреть влияние войн на экологическую обстановку;
— формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции обучающихся.
Задачи: (слайд № 3).
— реализация принципов связи обучения с жизнью, включение краеведческого материала в содержание занятия;
-приоритетная нацеленность на развитие познавательного интереса обучающихся;
— развить умение выдвигать предположения; умение устанавливать причинно-следственные связи.
В процессе подготовки, обучающиеся творческого объединения «Юный эколог» занимались изучением литературных источников, подготовкой презентаций, просмотром документальных фильмов, исследовательской деятельностью;
В ходе самого урока вы будете обмениваться информацией, вести тезисные записи, просматривать видеоматериалы и презентации, сравнивать опытные образцы почвы, работать с тематическими картами, знакомиться с публикациями в газете «Знамя шахтёра» и знакомить нас со статьями из данного издания периодической печати.
И так, о серьёзном и важном…
Перед вами вопросы, на которые вы должны будете ответить по окончании нашей конференции (слайд № 4)
Проблемные вопросы
Как исследовательская деятельность может изменить правду о войне?
Какие проявления Великой Отечественной войны вызвали гибель окружающей среды?
Учебный вопрос
О чем говорят исследования обучающихся творческого объединения «Юный эколог»?
Педагог: Если вы поняли, какую информацию необходимо для себя выделить, начнём работать.
Педагог: На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война (слайд № 5- чёрно-белые фото времён ВОВ). Дети, скажите, пожалуйста, какие республики входили в состав СССР?
Ответы обучающиеся: (дети смотрят на слайд 4 и перечисляют республики СССР)
Педагог: Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Но часть территории нашей страны оказалась под пятою фашистских оккупантов. Сегодня 13 февраля – день освобождения Новошахтинска от немцев.
До начала занятия вы ознакомились с архивом фотографий и статей по материалам газеты «Знамя шахтёра»? которые подготовили обучающиеся творческого объединения «Юный эколог».Что вы узнали и что можете добавить?
Ответы обучающиеся:- Наш город был оккупирован 23 июня 1942 год; — За месяцы оккупации было расстреляно около 5 тысяч мирных жителей; — За городом в районе аэродрома, балки Бугултай, водонапорной башни обнаружено 29 больших ям, в них — тела расстрелянных стариков, женщин, детей; Немцы взорвали и сожгли 205 жилых домов,245 промышленных сооружений.
Педагог: Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории — партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
Тяжело было Земле — её топтали, жгли и давили гусеницами танков (слайд № 6 чёрно-белые фото времён ВОВ).
Скажите, как человек влияет на почву?
Ответ обучающийся: Ведётся распашка земель, строительство дорог, рост городов, эрозия природная и под воздействием техники, засоление почв, загрязнение канцерогенами атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы.
Педагог: Скажите, а какой вид разрушения почв преобладает во время ведения боевых действий?
Обучающийся: Эрозия под воздействием техники. Под воздействием техники почва уплотняется, теряет влагу и разрушается.
Педагог: Перед вами почва с территории нашего подросткового клуба и с грунтовой дороги. Каковы различия?
Обучающиеся: разный цвет; почва с участка, как склеенная, а с дороги, рассыпается в руках.
Педагог: Какой же вывод сделать?
Обучающийся: Почва теряет структурированность и плодородие.
Педагог: Хочется отметить, что во время боевых действий почва горит и загрязняется канцерогенами (машинные масла, керосин, выбросы с самолётов). Мы весной и летом с ребятами I группы нашего творческого объединения «Юный эколог» выполнили практическое исследование и сейчас посмотрим презентацию об этом. Представит её Зима Анастасия.
Просмотр презентации «Влияние боевых действий на плодородие почв»
Педагог: Ребята, какой вывод можно сделать?
Обучающийся: Наличие вредных веществ отрицательно повлияло на зерновые. Наблюдалось замедление роста и впоследствии, гибель зерновых. Но и сейчас поля с зерновыми расположены вдоль дорог, выхлопные газы осаждаются на поля.
Педагог: А теперь давайте обратимся к помощи интернета и посмотрим отрывок из фильма «Великая война» -7 серия «От Днепра до Одера» (4 мин 04 секунд- 6 мин 48 секунды, отрывок «Чернозем 1» в zip папке)
Какую мысль хотели донести создатели фильма?
Обучающиеся:
— Фашисты вывозили чернозём. Чернозём — это почвы очень богатые органикой и микроэлементами; — Оставляли после себя выжженную землю.
Педагог: Как вы думаете, как ещё нарушался почвенный покров вовремя ведения боевых действий?
Обучающиеся: Бойцы рыли окопы, что бы более эффективно уничтожать врага и обезопасить свои жизни. Поэтому нарушались не только почвенные горизонты, но погибали и растения, и насекомые, и птицы, и животные.
Педагог: Давайте опять обратимся к возможностям интернета и посмотрим следующий отрывок из фильма «Великая война» серия № 5«Курская битва» (7 мин 40 секунд – 10 мин 40 секунды, 21 минута 58 секунд — 22 минуты 14 секунды отрывки «3(а) и 3(б)» в zip папке)
Так что можно сказать о линиях обороны с точки зрения экологии?
Обучающиеся: — Большая протяжённость линий обороны; — Ширина противотанкового рва 7 метров!, глубина -3!
— Выкапывалось бойцами по 56 метров кубических грунта только для того, что бы окопать 1 пушку;- Мы ездили на вторую линию обороны Ростова-на-Дону и видели остатки противотанкового рва.
Педагог: Молодцы. Давайте посмотрим презентацию Анастасии Чорба об этом исследовательском мероприятии.
Просмотр презентации «Раны Земли»
Педагог: Какой вывод можно сделать из предоставленной информации?
Обучающиеся:- Военная деятельность, как техногенно – антропогенный фактор, сыграла важную роль в деградации природных комплексов и ухудшении экологической обстановки.
Педагог: У вас на партах находятся карты почв и транспортной сети Ростовской области с калькой. Наложите кальку на карту дорог. Обведите сеть автомобильных дорог красным цветом, а железнодорожную сеть — синим. Готовы?
Обучающийся: Да.
Педагог: Теперь кальку с сеткой дорог накладываем на почвенную карту, внимательно смотрим и анализируем. Какие выводы можно сделать?
Обучающийся: богатейший гумусом, чернозём изрезан путями транспортного сообщения. Человечество губит среду обитания, в которой живёт не только во время военных действий, но и в мирное время.
Педагог: Совершенно верно. Молодцы.
Теперь мы с вами обратимся к фильму Великая война , 4 серия «Сталинград» (14 минут 14 секунд – 15 минут 50 минут отрывок «Нефть 4» в zip папке) и «Сталинградский Апокалипсис» или «Непобеждённые» фильм второй(12 минут 20 секунд – 13 минут 20 секунд отрывок «Блокада 5» в zip папке) и просмотрим эти два маленьких отрывка.
Педагог: На какую информацию вы обратили внимание?
Обучающиеся:- Разлилась горящая нефть, уничтожая всё живое на своем пути; — Люди тоже пили нефть и кровь, примешанные к воде;- Нефть тонкой плёнкой растекалась по воде, поэтому гибла рыба и водоплавающие птицы;- Если нефть не собрать при помощи специальных сорбентов, она оседает на дно, лишая жизни донных обитателей водоёмов.
Педагог: Всё правильно. Но это далеко не всё. В Ростовской области для предотвращения быстрого продвижения вражеской армии наш разведчик взорвал Веселовское водохранилище. Вашему вниманию отрывок из фильма Великая война, «Битва за Кавказ» (2 минуты 7секунд –2 минуты 56 секунд отрывок «Кавказ 6» в zip папке) Подумайте, когда ведутся боевые действия на воде, что происходит?
Обучающиеся:- Взрывы, наибольший урон наносит всему живому ударная волна;- Заливаются плодородные почвы;- Погибшие корабли с горючим опускались на дно.
Педагог: Давайте посмотрим следующий отрывок. Кто прочитает? (Просмотр отрывка из видеопрезентации творческого объединения «Юный эколог» «Война машин и экология. Связь времён и поколений» http://video.yandex.ru/users/svidritsky-oleg/view/1/. 22 минуты 40 секунд – 23 минуты 28 секунд«7 звери» в zip папке) Пожалуйста (ребёнок читает текст).
Почему животные так себя вели?
Обучающиеся:- Из-за шума нарушался биологический ритм медведей;
— Нарушались пищевые цепочки, а так же не было нормальной возможности охотиться. Поэтому хищники становились людоедами.
Педагог: Хищники есть большие, а есть маленькие. Мы некоторых хищников держим дома. Маленькие хищные коты и кошки во время войны спасли Ленинград от нашествия крыс. Крысы были настолько уверенны в своём могуществе, что ездили на броне танков.
Просмотр отрывка из видеопрезентации творческого объединения «Юный эколог» «Война машин и экология. Связь времён и поколений» http://video.yandex.ru/users/svidritsky-oleg/view/1/. (24 минуты 21 секунда – 26 минут 13 секунд отрывок «8 кошки» в zip папке)
Обучающаяся: Я восхищена кошками, которые в пищевой цепочке выше грызунов.
Педагог: Вот мы с вами на оптимистичной ноте подошли к окончанию нашей встречи. Давайте попробуем подвести итоги и запишем их на интерактивной доске. У кого какие предложения?
Обучающиеся озвучивают выводы и записывают на интерактивной доске
— уничтожение плодородного слоя почвы;
— уничтожение растительности;
— нарушение биологических ритмов животных, гибель животных, птиц и насекомых;
— после военных действий остаётся биллирагативный ландшафт.
Педагог: Рада услышать и увидеть краткие и ёмкие выводы.
Теперь вернёмся к началу нашего занятия и ответим на три вопроса. Итак, первый:
-Как исследовательская деятельность может изменить правду о войне?
Обучающиеся: расширить знания о трагедиях, проходящих мимо людских судеб, но не зримо влияющих на них.
Педагог: Второй вопрос:
— Какие проявления Великой Отечественной войны вызвали массовую гибель людей и других живых организмов и не только?
Обучающиеся: Пожары, взрывы и техника нарушили целостность биосферы, гидросферы, значительно ухудшилось состояние атмосферы.
Педагог: Как же вы ответите на основополагающий вопрос:
Для чего человеку беречь Землю?
Обучающийся: Нашу планету нужно беречь для себя, для своих родных и близких. Ведь мы часть биосферы. А начинать нужно с себя.(Слайд № 7)
Педагог: Каков должен быть итог нашей презентации проекта?
Обучающиеся: Донести данную информацию до своих друзей, знакомых и по возможности, до жителей города.
Педагог: Теперь давайте подведём итоги и узнаем три самых активных участника, давайте посчитаем карточки, полученные ребятами за правильные ответы.
Фоном звучит песня в исполнении М. Кожевниковой и В. Гогунского «Мы не хотим войны».
(Ведётся подсчёт карточек, объявляются победители, которым выдаются сладкие призы и грамоты)
Больше всего карточек у Сечкарёвой Алины,
На втором месте Белышева Дарья,
Замыкает тройку лидеров Куликова Ангелина, давайте пригласим их в центр аудитории, вручим грамоты и сладкие призы. Аплодисменты наиболее активным и внимательным ребятам.
Педагог: Благодарю всех за интересное и конструктивное общение, надеюсь на новую встречу для презентации проекта по социальной экологии о людях в условиях войны.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 66 = 71

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"