Инвестиции в социальную сферу: как гармонизировать цели бизнеса и общества?
Первый в этом году форум Общественной палаты (ОП) РФ «Сообщество» состоится 3–4 марта в Кургане. Его тема — «Инвестиции в социальную сферу».
Как заинтересовать бизнес в социальном инвестировании? Какую роль в развитии социальной сферы должны сыграть муниципальные палаты и советы? В чем были плюсы советской практики шефства предприятий над школами? Об этом в преддверии форума рассказал модератор нескольких дискуссионных площадок форума член Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров.
— Леонид Александрович, как работа муниципальных палат и советов может помочь инвестированию в социальную сферу?
— Начнем с того, что социальные инвестиции — это инвестиции разных ресурсов, направленные на то, чтобы людям жилось лучше. И вот в этом плане очень важна просветительская, контрольная и организаторская функции муниципальных советов.
Если мы говорим о членах муниципальных палат и советов, то они, конечно, инвестируют свое время. Это как раз те люди, которые могут обеспечить видимый и ощутимый эффект от социальных инвестиций для своих земляков. Если федеральные органы власти дадут им полномочия, помогут им разобраться с порядком формирования и избрания (а для этого нужно вносить изменения в федеральное законодательство), то мы получим хороших помощников для реализации федеральных инициатив на местах. Сегодня муниципальные палаты инвестируют время, но если они будут инвестировать его более грамотно, имея полномочия, пройдя через систему обучения социальному проектированию и общественному контролю, то и эффект от инвестиций будет более ощутимым.
— А как заинтересовать бизнес вкладываться в социальную сферу? Что ему необходимо делать?
— Приведу пример на жилищной политике, поскольку сейчас созрела дискуссия о реформе в этой сфере. Бизнесу в плане жилищной сферы необходимо реализовывать корпоративные жилищные программы. Однако важно помнить, что бизнесу всегда должно быть выгодно, и здесь задача государства и общественников — сделать так, чтобы цели бизнеса и общества гармонизировались. Ведь в чем заинтересован работодатель? Он заинтересован в том, чтобы текучка кадров была меньше. Таким образом, он при организационной в первую очередь поддержке государства должен узнавать о лучшем проекте, о том, где взять землю. Государство также должно собрать на одной площадке кредиторов, подрядчиков, поставщиков, которые помогут работодателям построить жилье, как арендное, так и передаваемое в собственность трудящимся.
— По сути, национальные проекты можно назвать огромными инвестициями государства в социальную сферу. Участвует ли в их реализации и бизнес?
— Нет. К сожалению, у нас сейчас работодатели и бизнес не вовлечены в полной мере в реализацию национальных проектов, которые выгодны сотрудникам. Взять, например, тот же проект «Комфортная городская среда» в части благоустройства территорий. Есть места массового проживания сотрудников одного предприятия, на условиях минимального софинансирования за счет средств бюджета им предоставляется возможность привести в порядок дворы. Но очень многие работодатели даже не подозревают, что есть такая возможность помочь своим сотрудникам финансово и организационно. Хотя для бизнеса это могло бы быть очень выгодно: люди получили бы комфортные условия проживания, и текучка бы сократилась. И вот, находясь в таких плохих условиях, эти сотрудники решают уезжать и сбежать в ту же Москву.
— А если обратиться к сфере образования, например? Налажен ли там процесс взаимодействия бизнеса и учебных заведений?
— К сожалению, если мы говорим о бизнесе, то на многих территориях утеряны шефские взаимоотношения между образовательными организациями и работодателями. Крупные работодатели — да, делают свои корпоративные университеты, у них есть образовательные заведения, с которыми они сотрудничают. Но не секрет, что школы, техникумы и училища живут очень замкнуто, они получают финансирование в большей степени из региональных бюджетов, а нужды местных сообществ их не волнуют, и в делах местного сообщества они участвуют постольку поскольку. В далекое прошлое, например, ушел сбор макулатуры и металлолома или субботники, когда школьники выходили и наводили порядок в своем городе, реализовывали социальные проекты в населенных пунктах, в которых нуждаются все жители этого населенного пункта.
А сейчас бизнес, к сожалению, почти не имеет доступа к школам. Нужно создавать на предприятиях малого и среднего бизнеса специальные учебные классы, куда могли бы приходить школьники и получать во время обучения профессию. И вот это была бы социальная инвестиция бизнеса в образование, в подготовку кадров. По сути, они делают это для самих себя, это и есть выгода. Для этого необходимо опять же государству организовать взаимодействие между школами, которые несколько в стороне, и работодателями, которые тоже в стороне от школы.
— Леонид Александрович, на форуме вы выступите модератором круглого стола «Муниципальные общественные палаты (советы) Уральского федерального округа: лучшие практики и новые вызовы». Какие вопросы будут обсуждаться в рамках дискуссии?
— На круглом столе мы в первую очередь определим победителей окружного конкурса муниципальных общественных палат и советов. На него уже поступило свыше 20 работ, и мы проанализируем каждую из них. Сейчас большую активность мы видим у Свердловской и Челябинской областей, а также Югры.
Кроме того, мы изучим результаты опроса, который проводился среди региональных общественных палат: они отвечали на вопросы о том, как они взаимодействуют с муниципальными общественными палатами.
Сейчас как раз заканчивается работа над проектом рекомендаций Общественной палаты РФ на предмет расширения полномочий и определения порядка формирования муниципальных палат и советов. Теперь вся та работа, которая велась на протяжении двух лет, должна обрести документальную форму. А в конце года мы планируем опубликовать специальный доклад о муниципальных общественных палатах и советах.
Нет комментариев