Главная » Новости » Самбекские высоты и бессмертный подвиг матери: о них напомнили волонтеры культуры

Самбекские высоты и бессмертный подвиг матери: о них напомнили волонтеры культуры

Более 100 тысяч человек посмотрели опубликованный волонтерами 8 мая на YouTube, а также в соцсетях «В контакте» и «Одноклассники» видеореквием.

Он был создан по инициативе и при поддержке члена ОП РФ Леонида Шафирова.

Видеоклип снят на музыку песни Яна Френкеля и Расула Гамзатова «Журавли», а также по мотивам повести донского писателя Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Съемки прошли в Ростовской области, на территории создаваемого народного мемориала на Самбекских высотах на Миус-фронте. Мемориал возводится по инициативе активистов поискового движения и губернатора региона Василия Голубева.

«За первую неделю после публикации клип посмотрели более 100 тысяч человек. Благодарю чемпиона мира по аккордеону Александра Поелуева, ведущих актеров Ростовского академического драматического театра имени Максима Горького — Романа и Анну Гайдамак, а также Романа Киримеева и студию Keer за их труд. Источниками вдохновения для волонтеров стали подвиг советских солдат на Самбекских высотах, судьбы матерей всех детей, погибших на войне,  вечные произведения — песня “Журавли” и повесть “Матерь человеческая”, а также единение дончан при строительстве в этом политом кровью месте», — отметил член ОП РФ Леонид Шафиров.

О социальном проекте

Ролик снят в рамках двух социальных проектов: «#Узнай Россию. Донское слово», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, членов Общественной палаты Российской Федерации и ОП Ростовской области, и «Мое детство — война». Оператор проектов — общероссийская Ассоциация почетных граждан, наставников и талантливой молодежи.

Как ранее сообщалось, к годовщине Великой Победы был дан старт всероссийскому конкурсу видеороликов, посвященных детям войны, и проведен конкурс биографических статей, рассказывающих о жизни, достижениях и подвигах самых юных участниках событий грозовых лет. Благодаря усилиям информационных волонтеров в медиапространстве уже сохранена информация более чем о двух тысячах жителях нашей страны, чьи детство и юность пришлись на военные и первые послевоенные годы.

Остановись, товарищ! Поклонись земле, обагренной кровью богатырей твоего народа, отстоявших мир, в котором ты живешь…

Три года продолжились упорные кровопролитные бои в бассейне Миуса, небольшой извилистой реки. Неприступность этого оборонительного рубежа, который пролег от Таганрога до Красного Луча, можно сравнить с линиями Маннергейма и Мажино. Линию по Миусу Гитлер называл «новой государственной границей Германии — нерушимой и неприкосновенной». По своей значимости и масштабам потерь прорыв Миус-фронта сопоставим с битвой на Курской дуге. Наступление Южного фронта летом 1943-го заставило немцев перебросить с Курской дуги на Миус-фронт три танковые дивизии, что помогло нам победить под Курском. Красная армия потеряла на Миус-фронте более 830 тысяч человек.

Мемориал славы на Самбекских высотах — комплекс, воздвигнутый в Неклиновском районе Ростовской области недалеко от поселка Самбек в честь воинов 130-й и 416-й стрелковых дивизий, удостоенных почетного наименования Таганрогских.

Автор комплекса — бакинский скульптор Эльджан Шамилов и ростовские архитекторы Владимир и Иван Григоры.

Памятник был воздвигнут на самой высокой точке возле осыпающихся от времени окопов, разрушенных пулеметных гнезд, блиндажей на окраине села.

Органичной частью мемориала славы «Самбекские высоты» станет музейный комплекс общей площадью более трех тысяч квадратных метров. В нынешний, юбилейный год Победы реконструкция комплекса будет завершена.

На территории музея будет развернута экспозиция военной техники времен Великой Отечественной, установлено современное мультимедийное оборудование с видео- и аудиоэффектами, воспроизводящее фрагменты тех исторических событий.

Превратились в белых журавлей…

Образ погибшего солдата, превратившегося в птицу, был создан Расулом Гамзатовым еще в 1948 году, а спустя 20 лет доведен до совершенства. Переводчик Наум Гребнев и композитор Ян Френкель смогли воплотить в песне личную память военных лет. А для исполнителя Марка Бернеса эта песня стала последней: он записал ее с единственного дубля, предчувствуя свою скорую кончину и словно желая поставить точку в жизни.

Образ возносящихся в небо журавлей уже вскоре после создания песни стал воплощаться в стелах и памятниках. Мемориалы установлены в Кисловодске и Саратове, Санкт-Петербурге и в городе Чирчике в Узбекистане, на Родине Расула Гамзатова в Дагестане и в Западном Голливуде в Калифорнии. Для многих улетающие вдаль птицы неразрывно связаны с болью матерей, не дождавшихся с фронта своих сыновей. Семь каменных журавлей взмывают в небо над склоненной фигурой матери Тассо Газдановой в Северной Осетии, бронзовый клин провожает в поселке Алексеевка навеки замершая Прасковья Володичкина, земляки воздвигли памятник в бурятском улусе Хандала в честь пятерых братьев Мункоевых. В Ростовской области это пронзительный мемориал «Невернувшимся»: фигура матери, взгляд которой устремлен на другую сторону дороги — к фигурам птиц на высокой стеле.

Матерь человеческая

За годы войны на оккупированных территориях республик бывшего Советского союза было истреблено более 7,4 миллиона человек, почти 216,5 тысячи их них — дети.

Литературным памятником подвигу матерей по праву считается повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Она рассказывает о женщине, силу воли и доброту которой не смогли сломить потери близких, невзгоды. Произведение, родившееся на Дону, стало хрестоматийным, 45 лет назад его экранизировали, изучают в школе.

Главная героиня повести Мария не видит смысла жизни, потеряв мужа и сына, убитых фашистами, после смерти на ее руках раненной захватчиками девочки. Она готова отомстить за все, убив молодого немецкого солдата. Но ее сердце дрогнуло, как только он назвал ее мамой.

Великий гуманизм простой русской души, чувство долга. На разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, сына, соседскую девочку, немца Вернера, убитого на передовой политрука. Мария приняла под свой кров семерых ленинградских сирот. Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 66 = 75