Программа психолого-педагогического сопровождения ученика 2 класса МБОУ СОШ № 62 как часть адаптированной коррекционной программы для детей с задержкой психического развития.

Разработала педагог-психолог МБОУ СОШ № 62 сл. Красюковская Елена Витальевна Маковская.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое, по сравнению с нормой, состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.

В самом общем виде сущность парциального и тотального недоразвития состоит в том, что психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие, речь, эмоционально-волевая сфера личности развивается замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:

— Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 26.12.2012 г.;

— Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) Статьи 18 и 19;

— Конвенция ООН «О правах ребёнка»;

— ФГОС НОО и ФГОС ООО;

— Проект ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

— Федеральная программа развития образования;

— Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» 2011-2015 г.;

— Постановление  правительства Ростовской области от 25.09.2013 г. № 585 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда»»;

— Инструктивное  письмо от 24.12.2001г. №29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

— Устав школы.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и проводимых в игровой форме. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребенка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).

Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.

Объект психокоррекции: ученик 2 класса.

Основание коррекционной работы: заключение ПМПК.

Коллегиальное заключение: Задержанное психическое развитие.

Рекомендации: развитие познавательной деятельности, учебной мотивации, самостоятельной деятельности, произвольности.

Предмет психокоррекции: познавательные процессы.

Объём программы рассчитан на 29 часов, при частоте встреч – один час в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут.

Основное содержание занятий составляют диагностические задания, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность, направленные на развития внимания, мышления, памяти, восприятия, связной речи, воображения, формирование произвольности, положительной учебной мотивации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Данная программа содержит элементы сказкотерапии, занятия проводятся в игровой форме.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).

Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.

Диагностика проводится 3 раза в год: первичная, промежуточная, итоговая.

КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК

Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:

1. психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.

2. правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с ребенком в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих при необходимости повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать ребёнку компенсаторную  психологическую  поддержку.

3. сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе. Данный этап проходит в игровой форме, при участии сказочного героя или стимулирующего задания, с целью пробудить интерес ребенка к выполнению упражнений, осознания ребенком необходимости выполнения заданий, важности усилий и доведения работы до конца.

4. упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Задания и упражнения представляются как часть сказочной истории или этапами передвижения по сказке. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям  возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня сложности упражнений.

5. психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.

6. рефлексия занятияэтот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с ребенком, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.

7. релакс-пауза – этот этап проводится в кабинете релаксации, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), прощания с героем сказки или местом в сказочной стране.

Календарно-тематический план на учебный год:

I четверть (5 часов)

Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая
1 Занятие № 1 Готовимся к путешествию в сказку
2 Занятие № 2

Волшебный клубочек

3 Занятие № 3

На осенней полянке с Незнайкой

4 Занятие № 4

Удивительный сказочный дождь

5 Занятие № 5

Подарки сказочного леса

II четверть (7 часов)

1 Занятие № 6

Добрые жители сказки

2 Занятие № 7

В гостях у семи гномов

3 Занятие № 8

Правила поведения в сказочном лесу

4 Занятие № 9

Встреча со снежной королевой

5 Занятие № 10

У костра с 12 месяцами

6 Занятие № 11

Мастерская деда Мороза

7 Занятие № 12

Жители сказки празднуют новый год

III четверть (10 часов)

1 Занятие № 13

Встреча на тропинке

2 Занятие № 14

Неповторимые зимние узоры

3 Занятие № 15

Во владениях Снеговика

4 Занятие № 16

Игры со снежинками

5 Занятие № 17

В птичьей столовой

6 Занятие № 18

Баюкающие рассказы Метелицы

7 Занятие № 19

Вкусная встреча с Блиночком

8 Занятие № 20

Хоровод кукол — эмоций

9 Занятие № 21

Цветущий луг

10 Занятие № 22

Новые сказочные друзья

IV четверть (8 часов)

1 Занятие № 23

В гостях у скворца

2 Занятие № 24

Березка нуждается в помощи

3 Занятие № 25

У звонкого ручейка

4 Занятие № 26

Незнайка становится Умейкой

5 Занятие № 27

Любимые игры Умейки

6 Занятие № 28

Сказочный карнавал

7 Занятие № 29

Каникулы  вместе с Умейкой

БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННЫХ  ВОЗДЕЙСТВИЙ

Целью данного блока является измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Для оценки эффективности коррекционных воздействий проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов, заполняется «Психолого-педагогическая карта учащегося».

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

93 − 84 =

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"