Разработала педагог-психолог МБОУ СОШ № 62 сл. Красюковская Елена Витальевна Маковская.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое, по сравнению с нормой, состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.
В самом общем виде сущность парциального и тотального недоразвития состоит в том, что психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие, речь, эмоционально-волевая сфера личности развивается замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
— Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 26.12.2012 г.;
— Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) Статьи 18 и 19;
— Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
— ФГОС НОО и ФГОС ООО;
— Проект ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
— Федеральная программа развития образования;
— Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» 2011-2015 г.;
— Постановление правительства Ростовской области от 25.09.2013 г. № 585 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда»»;
— Инструктивное письмо от 24.12.2001г. №29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
— Устав школы.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и проводимых в игровой форме. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребенка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.
Объект психокоррекции: ученик 2 класса.
Основание коррекционной работы: заключение ПМПК.
Коллегиальное заключение: Задержанное психическое развитие.
Рекомендации: развитие познавательной деятельности, учебной мотивации, самостоятельной деятельности, произвольности.
Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объём программы рассчитан на 29 часов, при частоте встреч – один час в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут.
Основное содержание занятий составляют диагностические задания, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность, направленные на развития внимания, мышления, памяти, восприятия, связной речи, воображения, формирование произвольности, положительной учебной мотивации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Данная программа содержит элементы сказкотерапии, занятия проводятся в игровой форме.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.
Диагностика проводится 3 раза в год: первичная, промежуточная, итоговая.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.
Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:
1. психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.
2. правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с ребенком в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих при необходимости повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.
3. сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе. Данный этап проходит в игровой форме, при участии сказочного героя или стимулирующего задания, с целью пробудить интерес ребенка к выполнению упражнений, осознания ребенком необходимости выполнения заданий, важности усилий и доведения работы до конца.
4. упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Задания и упражнения представляются как часть сказочной истории или этапами передвижения по сказке. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня сложности упражнений.
5. психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.
6. рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с ребенком, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
7. релакс-пауза – этот этап проводится в кабинете релаксации, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), прощания с героем сказки или местом в сказочной стране.
Календарно-тематический план на учебный год:
I четверть (5 часов) |
Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая | |||
1 | Занятие № 1 | Готовимся к путешествию в сказку | |||
2 | Занятие № 2 |
Волшебный клубочек |
|||
3 | Занятие № 3 |
На осенней полянке с Незнайкой |
|||
4 | Занятие № 4 |
Удивительный сказочный дождь |
|||
5 | Занятие № 5 |
Подарки сказочного леса |
|||
II четверть (7 часов) |
|||||
1 | Занятие № 6 |
Добрые жители сказки |
|||
2 | Занятие № 7 |
В гостях у семи гномов |
|||
3 | Занятие № 8 |
Правила поведения в сказочном лесу |
|||
4 | Занятие № 9 |
Встреча со снежной королевой |
|||
5 | Занятие № 10 |
У костра с 12 месяцами |
|||
6 | Занятие № 11 |
Мастерская деда Мороза |
|||
7 | Занятие № 12 |
Жители сказки празднуют новый год |
|||
III четверть (10 часов) |
|||||
1 | Занятие № 13 |
Встреча на тропинке |
|||
2 | Занятие № 14 |
Неповторимые зимние узоры |
|||
3 | Занятие № 15 |
Во владениях Снеговика |
|||
4 | Занятие № 16 |
Игры со снежинками |
|||
5 | Занятие № 17 |
В птичьей столовой |
|||
6 | Занятие № 18 |
Баюкающие рассказы Метелицы |
|||
7 | Занятие № 19 |
Вкусная встреча с Блиночком |
|||
8 | Занятие № 20 |
Хоровод кукол — эмоций |
|||
9 | Занятие № 21 |
Цветущий луг |
|||
10 | Занятие № 22 |
Новые сказочные друзья |
|||
IV четверть (8 часов) |
|||||
1 | Занятие № 23 |
В гостях у скворца |
|||
2 | Занятие № 24 |
Березка нуждается в помощи |
|||
3 | Занятие № 25 |
У звонкого ручейка |
|||
4 | Занятие № 26 |
Незнайка становится Умейкой |
|||
5 | Занятие № 27 |
Любимые игры Умейки |
|||
6 | Занятие № 28 |
Сказочный карнавал |
|||
7 | Занятие № 29 |
Каникулы вместе с Умейкой |
|||
БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Целью данного блока является измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Для оценки эффективности коррекционных воздействий проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов, заполняется «Психолого-педагогическая карта учащегося».
Нет комментариев