Главная » Новости » Проблемы глухих и слабослышащих детей и молодёжи

Проблемы глухих и слабослышащих детей и молодёжи

На прошедшем заседании круглого стола в Интерфаксе по теме: «Молодежные проблемы: роль институтов гражданского общества в профилактике и решении» участниками обсуждались многие насущные проблемы. И мы начинаем серию публикаций докладов от НКО, которые сталкиваются и пытаются решить проблемы адаптации детей и подростков в современном мире.

По статистике каждый девятый на планете – это человек с нарушением слуха. Люди, которые общаются на русском жестовом языке при помощи рук. Каждый день они опровергают одну из библейских строк «имеющий уши — да услышит». В России, сегодня насчитывается более 200 тысяч глухих. В Ростовской области почти 5 тысяч старше 18 лет и около 700 детей — инвалидов по слуху. Речь идет о людях, глухих от рождения или с детства.

Теоретически, каждый из них обладает теми же правами, что и любой другой гражданин. Однако практика показывает, что глухие каждый день вынуждены приспосабливаться к условиям, которые диктует им слышащее окружение. К сожалению, сегодня в среде глухих имеет место быть так называемая параллельная реальность, которая не пересекается с реальностью слышащих. В то время, как госпрограмма «Доступная среда», казалось бы, должна набирать обороты, к сожалению, в обществе всё ещё продолжает существовать изоляция глухих и слабослышащих.

Рассмотрим следующие аспекты:

1. Социо-культурные и спортивные программы, которые направлены на социализацию и интеграцию глухих и слабослыщащих детей и молодёжи в общество. Они либо не работают, либо отсутствуют вовсе. Т.е. социализация в лучшем случае проходит в учебном заведении, где учится ребёнок и узко ограничивается рамками заведения. Глухие не ходят в театр не потому, что не хотят… а потому что не понимают о чем на сцене речь…

2. Образовательные учреждения, которые обучают детей-инвалидов по слуху, имеют статус Министерских школ. По словам педагогов и родителей детей – инвалидов по слуху, детитак же изолированы от общества, они находятся:

— вне городской спортивной жизни, дети не могут посещать культурные программы наравне со слышащими (не приглашают);

— не могут участвовать в конкурсах творчества и фестивалях, кроме фестиваля для детей-инвалидов – 1 раз в год, (на другие не приглашают, положения разработаны только для слышащих, ответ: «Ну вы же министерская школа – не наши», педагоги по этой же причине не участвуют в городских конкурсах профессионального мастерства);

— в г.Азове родители детей инвалидов по слуху столкнулись с такой проблемой: дети не могут посещать кружки при Доме Культуры (особенно танцевальные) – аргумент: всё занято, нет хореографа, нет оплаты хореографу, нет желания заниматься с инвалидами по слуху, «а зачем вам танцы, они же глухие»;

— молодёжь-инвалиды по слуху практически не принимает участие в молодёжных движениях и проектах муниципальных образований. Причина: не зовут, нет специалистов по сурдопереводу, нет желания со стороны властей заниматься проблемой интеграции глухой молодёжи. Проще – не замечать проблему.

— закупается дорогостоящее оборудование в школы для инклюзивного обучения инвалидов по слуху, но не предусматривается есть ли специалисты для работы с глухими.

3. Трудоустройство. Одна сторона «медали»: Глухих практически не берут на работу, ссылаясь, что не знают, как с ними общаться. Работодателю проще заплатить штраф, нежели взять на работу инвалида по слуху. Другая — в ИПР в колонке Противопоказаны работы: пишется – Требующие хорошего слуха или общения с людьми. ???

4. Барьер в отношениях: Он есть и у общества, которое воспринимает инвалида. Этот же барьер есть и в головах самих инвалидов. Процесс интеграции между инвалидами и обществом необходимо начинать с обеих сторон.

Возможное решение – это внесение дополнения в программу «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество» с учетом предложений от Общественных организаций и конечно от самих инвалидов всех категорий.

А также создание Досугового, социо-культурного, спортивного центра, где будет создана безбарьерная среда для всех инвалидов, где вести кружки, секции будут специалисты как без ограничений по здоровью, так и люди с ограниченными  возможностями.

Что в настоящее время делается в Ростовской области:

В рамках Государственная программа Ростовской области «Доступная среда» для инвалидов по слуху в 2015г. продолжает действовать диспетчерская, где инвалиды по слуху могут получить квалифицированную консультацию по различным вопросам (487803.6 руб.) дополнительно выделяются средства на оплату услуг по сурдопереводу (747245.0 руб.). А также выделяется финансирование для обеспечения сурдоперевода на телевидении. Четвертый год проводится повышение квалификации сурдопереводчиков по специальности «Сурдокоммуникация глухих»

В перечне технических и тифлотехнических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам с заболеванием опорно-двигательного аппарата,инвалидам по зрению, инвалидам по слуху в 2015 году 24 наименования, но для глухих, к сожалению, только одна строка — Наручные часы-будильник с вибрационной индикацией.

В 2014 году впервые команда слабослышащих и глухих детей принимает участие в Областном форуме молодёжных инициатив «Молодая волна», а молодежь старше 18 в Молодежном форуме «Ростов-2014. Твой мир в движении!». Огромное спасибо от глухих Ростовской области Комитету по молодежной политике Ростовской области и лично Заместителю председателя комитета ШЕВЧЕНКО Тамаре Сергеевне.

Огромная благодарность  организаторам Фестиваля любительского театрального творчества «П-ART-ЕР». Благодаря которым 2 года наши глухие- молодежь могут показать на сцене свое мастерство.

Продолжается сотрудничество с Донским государственным техническим университетом и Донским педагогическим колледжем где обучаются глухие студенты.

О деятельности Ростовского РО «Всероссийское Общество Глухих» можно прочитать на сайте http://donvog.ru/

Надо помнить, что доступная среда — это не только оснащение оборудованием, самое главное это ЛЮДИ!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

35 − 30 =