Главная » Новости » Роль школьных библиотек в гражданско-патриотическом воспитании подростков.

Роль школьных библиотек в гражданско-патриотическом воспитании подростков.

С ноября 2013 года Информационно-методический центр управления образования города Избербаш входит в состав Общероссийской молодёжной общественной организации «Ассоциация почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи». Региональное отделение данного сообщества под руководством председателя Шихшинатовой З.С. одной из приоритетных задач в плане работы считает патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основным девизом их деятельности является принцип: «Помочь ребятам ощутить себя патриотами своей страны».

В этом году мы будем отмечать очень важную дату в истории нашей страны – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Все учреждения образования нашего города ведут интенсивную работу по приобщению детей к истории войны. В этом направлении работают и школьные библиотекари. Ими разработан план работы по патриотическому воспитанию школьников. Поэтому школьные библиотеки как приоритетную задачу поставили для себя пропаганду традиционных, общечеловеческих ценностей, таких понятий, как «патриотизм», «гражданственность».

Именно чтение литературы по истории нашей Родины, книг о великой Отечественной войне позволяет провести исторические параллели, получить ясное представление о прошлом, связать его с настоящим, проанализировать и попытаться дать собственную оценку общественно-политическим и историческим событиям. В этом, на наш взгляд, цель развивающего чтения, способствующего подготовке школьников к активной, созидательной, преобразовательной деятельности на благо Родины, то есть воспитанию патриотов своего Отечества. Ежегодно Информационно-методический центр управления образования города Избербаш совместно с Общероссийской молодёжной общественной организацией «Ассоциация почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи» проводит открытые фестивали юных читателей. 15 октября 2014 в честь 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова состоялся фестиваль «Из пламя и света рождённое слово». Школьные библиотекари приняли в нём активное участие. Они готовили с учащимися иллюстрации к литературным произведениям, помогали им в написании творческих работ, готовили к чтению  наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений.

Современные информационные ресурсы позволяют школьной библиотеке вести работу по патриотическому воспитанию молодежи в самых различных направлениях: гражданском, историко-патриотическом, краеведческом. Библиотекари, совместно с преподавателями  используют широкий круг отечественной художественной литературы, слайды, видеоматериалы. Задача библиотек – опираясь на имеющиеся фонды, рассказать о мужестве, о нашем прошлом, о нашем долге и памяти. Сотрудники школьных библиотек используют для этой цели различные формы наглядной пропаганды книги (информационные стенды и книжные выставки), индивидуальной и массовой работы с читателями: комплексные (уроки и часы мужества, истории) и клубные мероприятия (праздники, вечера встречи). В данное время во всех учреждениях образования проходят Уроки мужества. Библиотекари тоже участвуют в их подготовке и организации. 18 февраля 2015 года на базе МКОУ СОШ №11 состоится городской фестиваль «Слава тебе, солдат!» В нём будут задействованы агитбригады всех общеобразовательных школ города.

Воспитание сегодня – это в первую очередь содействие развивающему чтению, в основе которого лежат культурные ценности родного края: его история, литература, искусство, духовное и художественное наследие народов, живущих в нашей стране. Представляется, что такое понимание патриотического воспитания наиболее точно соответствует назначению библиотек как информационно-просветительских и культурно-досуговых учреждений. В учреждениях образования в данное время начался школьный этап ежегодного конкурса чтецов «Живая классика». В нём участвуют учащиеся 6-х классов. Они читают наизусть отрывки из прозаических произведений писателей-классиков. Эти конкурсы проходят на базе школьных библиотек.

Все мероприятия способствуют не только гражданскому самоопределению, но развитию исторического самосознания личности (соотнесение своей судьбы с историей страны), что очень важно для воспитания гражданина-патриота. Этому способствуют мероприятия, которые проводятся совместно со школьной библиотекой, уроки мужества, фестивали, беседы с приглашением участников боевых действий, воинов-интернационалистов, ветеранов-тружеников тыла, чтение различной литературы по истории, и особенно – знакомство с героическими и трагическими событиями прошлого нашей Родины.

Кто-то может скажет, очень много самодеятельности в школах , но ведь именно на реальных примерах из жизни героев, мужественных людей, не жалевших сил, своего здоровья при личных встречах, которые никого не могут не оставить  равнодушными, дети делают выводы и выбирают для себя свой собственный путь в жизни.

Г.А. Абдурагимова, методист УО, «Член Союза журналистов России».

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 1